Главное достояние вуза – его интеллектуальный капитал, аккумулированный в научных, клинических и педагогических школах наших ведущих профессоров.
В истории АГМИ-АГМА-СГМУ профессорский корпус всегда был золотым фондом вуза, его главным научным капиталом, а подготовка профессоров – ведущим приоритетом в кадровой политике. По данным нашего архива, число докторов наук и профессоров в АГМИ увеличилось с 9 в 1940 г. до 16 в 1970 г., затем с 1975 по 1990 г. профессорский корпус уменьшился с 24 до 17 человек. Прорыв в подготовке профессоров произошел в последнее десятилетие: если в 1990 г. у нас было 17 профессоров, то в 1995 г. – 33, а в 2011 г. – 86.
Элитным подразделением профессорского корпуса являются почетные доктора СГМУ – наши выпускники и коллеги: академики Н.М.Амосов, С.Н.Федоров и Н.А.Агаджанян; профессора О.К.Сидоренков, Т.Н.Иванова, В.В.Аристова, Н.П.Неверова, Р.В.Банникова, И.Д.Муратова, В.Я.Бедило, Уле Миос (ректор университета г. Тромсе, Норвегия), Янове Селин (профессор университета г. Умео, Швеция), Народный врач СССР Е.Е.Волосевич. Каждое из приведенных имен – отдельная глава в истории вуза и становлении его научных, клинических и педагогических школ.
Известно, что преемственность в науке наиболее ярко проявляется в создании и развитии научных школ. Они могут быть различными по профилю и направлению, количеству и составу участников, но любую научную школу отличает ряд критериев.
Во-первых, наличие бесспорного лидера, являющегося яркой творческой личностью, открывшего новое явление или научное направление, предложившего новую теорию или разработавшего новый метод исследования и выдвинувшего на их основе оригинальную стратегическую исследовательскую программу. Авторитет личности лидера школы, богатой идеями и достойной подражания, стимулирует постановку перспективных вопросов и концепций обоснования нового знания.
Во-вторых, наличие большого числа учеников – специалистов высокого класса, владеющих разными методами исследования, представляющих различные возрастные группы, активно претворяющих в жизнь программу и развивающих идеи учителя; открытие аспирантуры и докторантуры.
В-третьих, общность естественнонаучного мировоззрения и основной тематики исследований; обеспечение единства научной программы и основных принципов объяснения изучаемой области конкретных явлений.
В-четвертых, продолжительное тесное общение учителя и учеников в процессе научной, педагогической и клинической работы. Научные семинары, конференции и клинические разборы являются основным средством развития новых и совершенствования полученных результатов.
В-пятых, выработка единого стиля деятельности, обеспечивающего максимальную творческую инициативу членов школы в сочетании с высокой концентрацией усилий на наиболее перспективных участках «мозгового штурма»; формирование определенных стандартов поведения и мышления, характеризующих специфический дух школы и ее этические принципы.
Таким образом, современная научная школа – это неформальное творческое сотрудничество исследователей различных поколений во главе с научным лидером в рамках нового научного направления, объединенных единством программных и методических подходов к решению проблем, стилем работы и мышления, получившее значительные результаты, завоевавшее авторитет и общественное признание в своей области знаний.
Помимо научных, педагогических и клинических школ, носящих имена своих создателей, есть профессиональные школы, носящие имена научных центров или вузов. Так, достоянием мировой медицинской науки, образования и практики являются Гарвардская и Парижская, Болонская и Лейденская, Йоркская и другие медицинские школы, отличающиеся высоким качеством подготовки врачей, мировым уровнем научных достижений и результатами клинической практики.
Думаю, сегодня с полным основанием можно говорить о формировании Северной медицинской научной школы, главным достоянием которой являются ее профессора.
Ректор Северного государственного медицинского университета
академик РАМН П.И. Сидоров