События
|
Аристова Валентина ВсеволодовнаРодилась 16 марта 1927 г. в с. Новая Чигла Ново-Чигольского района Воронежской области в семье учителей. Ее отец, Всеволод Дмитриевич, выпускник химико-биологического факультета Харьковского университета, работал учителем химии и биологии. Мать, Нина Владимировна, окончила филологическое отделение Высших женских курсов при Казанском университете; знала старославянский язык в совершенстве, литературу, историю литературы; преподавала в школе русский язык и литературу.
В.В.Аристова рано пристрастилась к чтению и, еще не достигнув 4-х лет, «самостоятельно читала все подряд – от «Жизни животных» Брэма до «Евгения Онегина» Пушкина».
В 1931 г. отец Валентины Всеволодовны переходит на работу в охотоведческую экспедицию и семья переезжает в с. Усть-Кулом Коми АССР. В 1933 году, когда он возвращается к педагогической деятельности, семья переезжает в с. Ульяново Коми АССР. Вскоре родителей переводят на учительскую работу в с. Усть-Цильму Коми АССР, где, как вспоминает В.В.Аристова, «они осели после блуждания по Европейскому Северу вслед за отцом, работавшим несколько лет охотоведом в экспедициях знаменитого зоолога, профессора Н.А.Огнева».1 «Отцу я обязана умением видеть и чувствовать природу, знанием растений, умением ориентироваться в лесу, собирать грибы, разводить костер, ловить рыбу, – пишет Валентина Всеволодовна. – До сих пор преклоняюсь перед энциклопедичностью знаний отца. А в детстве не только я, его дочь, но и его ученики были уверены, что Аристов Всеволод Дмитриевич «знает все». 2
Школьные годы В.В.Аристовой прошли в Усть-Цильме. В период войны ей приходилось подрабатывать: зимой – лаборантом в райЗО и библиотекарем в школе («вот где было раздолье для читательской страсти»), а летом – в колхозе, нивелировщиком в геодезической экспедиции. В.В.Аристова вспоминает: «Это была увлекательная, хотя и тяжелая работа. С теодолитом и рейкой на плече мы производили картографические исследования низовья Печоры – от широко известной теперь Харьяги до Нарьян-Мара. Я с благодарностью вспоминаю это время: в палатках, у костров, на лодках и верхом на неоседланных тощих лошадях, на сплошном комарье и при скудном рационе – это была еще та школа выживания!»3
В 1945 году Валентина Всеволодовна окончила Усть-Цилемскую среднюю школу. Она мечтала учиться в институте в крупном городе (особенно ее манил факультет журналистики в МГУ), однако, по ее словам, у нее был пропуск для поездки на пароходе лишь до Архангельска, «и этим пришлось довольствоваться». В Архангельске она поступила в медицинский институт (хотя «особой тяги к медицине не было, но еще меньше хотелось быть учителем»).
В студенческие годы В.В.Аристова жила в общежитии на 5-ой, затем – на 7-ой улице. Вспоминая о них, пишет: «Спасибо студенческим общежитиям на 5-ой и 7-ой улицах! Спасибо нашему тогдашнему коменданту Марии Семеновне и уборщице, тёте Груне. Как они опекали нас, вечно голодных и плохо одетых послевоенных студентов! Помню запах тюленьего жира (тогда не вызывавшего отрицательных эмоций) в тесной, но теплой и чистенькой кухне общежития. Как мне обидно за то, что стало общежитие теперь – «общагой». Для нашего поколения это было действительно «общее жилье», взаимная поддержка, взаимовыручка, здесь всегда можно было разжиться куском хлеба с луковицей и кружкой кипятка из вечно кипящего «титана»; можно было одолжить платье или чулки для ответственного свидания. но это была и суровая обкатка характера, здесь худо приходилось чванливым, ленивым и капризным».1
Училась В.В.Аристова без каких-либо особых затруднений, у нее оставалось достаточно свободного времени. Тогда у студентов была возможность пойти в театр (цены – доступные), в институте послушать лекции об искусстве и литературе, принять участие во всяких диспутах, посетить вечера вопросов и ответов, курсы бальных танцев... А еще в институте был драмкружок, которым руководил С.Н.Плотников («ныне покойный, но незабвенный» н.а. СССР). Валентина Всеволодовна рассказывает: «Я как-то пришлась ко двору и все пять лет принимала участие в самодеятельности. Очень славная там собралась компания – Слава Бокша, Леня Флейшман, Еликанида Волосевич, Лева Хаес, Мира Лидина, Роберт Калашников, Виктор Рехачев. Все они нашли в жизни свой главный жизненный путь, стали великолепными профессионалами и интересными, всесторонне образованными людьми. А Сергей Николаевич Плотников, как потом нам, его кружковцам, стало понятно, лепил из нас, часто косноязычных и неловких провинциалов, не только персонажей пьес, но и просто людей, умеющих говорить и держаться перед самой разной аудиторией, учил чувствовать эту аудиторию».
Слова «наука» и «студенческий научный кружок» «настигли» В.В.Аристову на кафедре биохимии (куда она зашла по своим общественным делам). Кафедрой тогда заведовал блестящий лектор, ученый И.И.Матусис, обладающий способностью увлекать студентов любым делом, которое он им поручал. В студенческом научном кружке этой кафедры в соавторстве со студентом Г.Шехтманом Валентина Всеволодовна выполнила свою первую научную работу на тему «Экспериментальное исследование влияния витамина К на сосуды лягушки», которая была опубликована в сборнике студенческих научных работ.
На III курсе В.В.Аристова была избрана в состав комитета комсомола института, работа в котором занимала много времени, но была живой и интересной.
III курс оказался для Валентины Всеволодовны, как и для ее сокурсников, «самым важным и интересным»: лекции на этом курсе читали замечательные профессора Г.А.Орлов и М.С.Туркельтауб. Студенты, увлеченные услышанным и увиденным, стали «отдавать» вечера клинике – ходили на дежурства и операции. Определялись их «симпатии – к хирургии, терапии…».
В.В.Аристова решила после окончания института возвратиться домой, врачом в Усть-Цилемскую районную больницу. Однако, по решению парткома, ее оставили в институте для работы в качестве секретаря комитета ВЛКСМ. Валентине Всеволодовне удалось с трудом добиться разрешения совмещать работу в комитете ВЛКСМ с преподаванием патофизиологии.
В 1953 году В.В.Аристова поступила в аспирантуру на кафедре патофизиологии. Она вспоминает: «Это было нелегкое время, и не только для меня. Шла печально знаменитая борьба с вейсманистами-морганистами, шла безудержная пропаганда вульгаризованных идей павловского нервизма, не имевшего ничего общего с подлинным учением И.П.Павлова. Считалось необходимым найти и утвердить определяющее влияние центральной нервной системы абсолютно на все функции организма. Одной из таких проблем и было предложено заняться мне».1
Заведующим кафедрой патофизиологии и руководителем аспирантуры в то время Г.С.Календаровым была предложена В.В.Аристовой работа по теме «Влияние электросна на регуляцию кроветворения». Это была глобальная тема, но аппарат для получения электросна еще был несовершенен (лишь спустя 25 лет он был создан выпускником АГМИ И.Воробьевым на основе электроники). «Промаявшись с методикой около двух лет», она отказалась от этой темы.
После «большого шума», вызванного этим событием, проректор по научной работе АГМИ, профессор – физиолог М.Г.Заикина и профессор Г.А.Орлов предложили В.В.Аристовой тему, связанную с исследованием функций вагуса (которая через некоторое время после успешной работы над ней была запланирована как тема кандидатской диссертации), – «О нервной регуляции моторной функции желудка».
Как ученый В.В.Аристова сформировалась под влиянием профессора М.Г.Заикиной. Она пишет: «В лице Марии Григорьевны Заикиной я обрела учителя, которому верила беспредельно; находиться рядом с ней и работать под ее руководством было счастьем, потому что все, что она говорила, было проникнуто знанием, правдой и совестью. Ни минуты я не сомневаюсь, что без Марии Григорьевны я (как и некоторые другие) не состоялась бы ни как человек, ни как ученый и уж никогда не стала бы тем, кем стала. Наша дружба продолжалась и после ее отъезда в Ярославль, вплоть до ее смерти в мае 1993 года – почти сорок лет».1
В 1961 году В.В.Аристова успешно защищает кандидатскую диссертацию на заседании Ученого совета Ленинградского педиатрического института. Вскоре, в 1961 году, она была избрана на должность заведующей кафедрой патофизиологии. Однако через год (с небольшим) в институт был назначен новый, молодой ректор В.Д.Дышловой, только что защитивший докторскую диссертацию по патофизиологии. Ему Валентина Всеволодовна передала руководство кафедрой патофизиологии.
В.В.Аристова, будучи доцентом кафедры,2 выполняла большую педагогическую и научную работу. В 1965 году ее снова назначили на должность завкафедрой, которой она руководила до 1992 года.
В.В.Аристова продолжала начатое в 60-х годах изучение особенностей взаимодействия различных отделов афферентной и вегетативной нервной систем, их регулирующего влияния на функции ЖКТ. Определилась и тема ее докторской диссертации, одобренная научным консультантом М.Г.Заикиной, – «О нервной регуляции функций поджелудочной железы».
Валентина Всеволодовна свободно владела оперативным методом деафферентации, селективной и тотальной ваготомии, симпатотомии, методом наложения фистул поджелудочной железы и желудка. Потребовалось освоение и новых методик – биохимических, гистологических. Нужны были помощники. И она нашла их среди своих студентов – кружковцев. С благодарностью вспоминает Валентина Всеволодовна Л.Мальцеву и Л.Абрамову, С.Исакова и Е.Лебединцева, А.Зашихина и В.Берсенева, которые были верными помощниками в хронических экспериментах, биохимических, гистохимических и нейрогистологических исследованиях.
Научный кружок, которым руководила В.В.Аристова, стал центром НСО. И вскоре ей официально поручили руководство НСО АГМИ (председателями были В.Берсенев, А.Логис, Т.Подьякова, Б.Турко). «Занималась я этим с большим удовольствием, – вспоминает Валентина Всеволодовна, – работалось весело и, как я до сих пор считаю, с немалой пользой, так как большинство кружковцев тех лет до сих пор работает на кафедрах АГМА, в вузах Киева, Санкт-Петербурга, Ярославля, Петрозаводска и других городов».1
Возглавляя кафедру патофизиологии более четверти века, В.В.Аристова направляла ее коллектив на совершенствование учебного процесса и на повышение научного уровня. Сотрудники кафедры вместе со студентами проводили активную работу по УИРС и НИРС. Одним из приоритетных направлений в научно-исследовательской деятельности кафедры было изучение особенностей приспособительных реакций организма человека к холоду.
В круг научных интересов Валентины Всеволодовны входили вопросы изучения нейрогуморальной регуляции механизмов адаптации организма человека к экстремальным факторам Европейского Севера. Практическая направленность ее научной деятельности выразилась в разработке темы «Адаптация, акклиматизация человека и особенности течения патологических процессов на Крайнем Севере», включающей рекомендации для практикующих врачей.
Как педагог Валентина Всеволодовна популярна и любима в студенческой среде. Ее учебные занятия (она читает лекции и проводит практические занятия на III курсе лечебного факультета) отличаются содержательностью и профессионализмом. Сама Валентина Всеволодовна радуется каждой встрече со студентами: «Счастье профессора – все время, каждый год новые лица, знакомства, жизнь как бы начинается сначала». Она всегда поддерживает студентов, так как считает: «Сегодняшние наши студенты в большинстве своем очень талантливы, они осознают, за какое огромное дело им предстоит взяться. От нас, их учителей, зависит, какими специалистами они станут. И будут ли они своими нравственными качествами отвечать высокому назначению врача». В.В.Аристова считает одной из главных задач педагога – научить студентов «синтетическому мышлению», умению не только анализировать, но и обобщать найденные факты.
Она систематически совершенствовала свое педагогическое и профессиональное мастерство – на ФПК при 2-ом МОЛГМИ (1974 г., 1985 г.), ФПК Киевского медицинского института (1983 г.) и др. В.В.Аристова о своем «главном накоплении», о своих качествах, «достойных внимания и дальнейшего применения», пишет следующее: «Это знание и любовь к своей основной специальности – патофизиологии. Я могу сказать, что мне понятны не только буквы, но и дух этой дисциплины, в которой сходятся и взаимообогащают друг друга науки общебиологические, клинические дисциплины и философия.
Мне хотелось бы научить этому студентов, а также привить им понимание нашего предмета как системы, а не случайного скопления фактов и идей, какой им часто кажется патофизиология. Хотелось бы, не торопясь и не «выполняя план», просто позаниматься с небольшим количеством студентов, испытывая удовольствие от того, как у них пробуждается интерес к науке, возникают мысли и ассоциации при обсуждении разрозненных фактов. Хотелось бы заняться «штучной выделкой» патофизиологов, не подразумевая под этим диссертационный марафон.
Хотелось бы еще вволю походить по осеннему лесу в тихой грибной охоте, вволю посидеть с друзьями у ночных костров на морском берегу, и еще хотелось бы повстречаться со многими людьми, может быть, пока еще незнакомыми».1
В.В.Аристова – автор около 100 опубликованных научных работ (в том числе – монографий), учебно-методических пособий. Выступала с докладами и сообщениями на научных конференциях разного уровня.
Под ее научным руководством выполнены и защищены 3 кандидатские диссертации – В.А.Берсеневым, А.Н.Кутейниковой, М.Н.Убирия.
По предложению ректора института Н.П.Бычихина В.В.Аристова была выдвинута на должность проректора по научной работе, в которой ее утвердили в МЗ РСФСР в 1970 году.2 Она отмечает: «Нельзя сказать, что мне не нравилось работать с людьми или было очень трудно освоить объем и методы работы, но бесконечно тяготили господствовавшие тогда в вузах МЗ РСФСР глубоко формальные подходы к планированию НИР, насильственные методы монотематичности научных планов. Оскорбительной была обстановка на ежегодном утверждении планов и отчетов в министерстве – теперь этого нет и в помине. Этот период совпал с реконструкцией системы ВАКа, и очень жаль многих достойных людей, которые, попав в эту мясорубку, так и не смогли получить искомые степени. Из этого времени своей жизни я с удовольствием вспоминаю те случаи, когда все же удавалось в чем-то помочь диссертантам. А также с благодарностью вспоминаю встречи с очень интересными и яркими людьми, которых было много среди ректоров и проректоров той поры».1
Будучи проректором по научной работе, В.В.Аристова активизировала научно-исследовательскую деятельность кафедральных коллективов – гуманитарных, медико-биологических и клинических. Она расширила научные связи АГМИ с мединститутами и НИИ многих городов СССР, с ведущими учеными-медиками страны.
На фоне «проректорских забот», без особенных волнений, успешно прошла защита докторской диссертации В.В.Аристовой на заседании Ученого совета Ивановского медицинского института 15 декабря 1971 года. С благодарностью вспоминает Валентина Всеволодовна благожелательное и заинтересованное отношение к ее работе Совета, заседание которого проводил проректор по научной работе института, заслуженный деятель науки, профессор Е.П.Ужинова. О своем исследовании она рассказывает: «Мне удалось выявить сложные механизмы регуляторных взаимоотношений различных отделов вегетативной нервной системы. Денервированная и деафферентированная поджелудочная железа иначе реагировала на действие естественных раздражителей, особенностью этих реакций было запаздывание сокоотделения, монотонность секреции и, что особенно важно, расточительное выделение ферментов, сопровождаемое убылью содержания ДНК в ткани железы. Удалось характеризовать динамику восстановительного процесса, его морфо-функциональную сущность. Первые стадии компенсации характеризовались повышением холинэстеразной активности чувствительных ганглиев, затем происходило увеличение числа нервных клеток в ганглиях и увеличение числа ганглиев. Было очень приятно впервые увидеть ссылки на свою работу в фундаментальной монографии Е.П.Мельмана «Функциональная морфология желудочно-кишечного тракта», в работах В.А.Корочкина, И.А.Држеветкой, Л.Г.Лейсана. Недавно, слушая молодых шведских ученых на проходившей у нас в академии конференции, я услышала о тех фактах, которые мы наблюдали еще 20 лет назад».1
В 1974 году В.В.Аристовой присвоено ученое звание профессора. Ректор АГМИ, профессор Н.П.Бычихин в ее характеристике отметил: «Удачное сочетание преподавательских, организаторских данных, пытливость ученого обеспечили присвоение Вам ученого звания... профессора».
Более 25 лет жизни посвятила Валентина Всеволодовна работе в обществе «Знание» в качестве лектора, председателя областной организации, члена Правления Всесоюзного общества. «Не терплю снисходительной иронии, с которой иногда говорят об этой славной организации, объединявшей в своих рядах многие тысячи знающих интеллигентов, самоотверженно любящих живое слово и живых слушателей, – говорит В.В.Аристова. – Конечно, в работе общества «Знание» были все издержки того времени – и диктат идеологии, и выполнение плана по количеству прочитанных лекций по заданной тематике. Но не это определяло ее сущность. Организация в своих рядах объединяла и ученых высочайшей квалификации, которые «добывали науку», и самоотверженную армию лекторов – популяризаторов, доносивших новейшие достижения науки до широких масс. Лекции читали и в залах Политехнического музея, и в колхозных клубах, и на ферме, на лесной делянке, и у стога сена. И смело могу сказать, ответственность лектора не определялась местом чтения – в этом и было великое достоинство лекторов общества «Знание». Мне много пришлось поездить с лекциями – почти во все районы области, и в соседнюю Коми АССР, и за рубеж – в Германию, Швецию, Алжир, Италию, Испанию, и в союзные республики – Узбекистан и Таджикистан. Меня всегда увлекал сам процесс общения с аудиторией – глаза в глаза, вопросы-ответы на самые разные темы, часто дальние от прочитанной лекции. Работа с массовой аудиторией, различной по образованию, возрасту, интересам, – прекрасная и трудная школа, которая помогает потом не только в преподавательской работе, но и во многих жизненных ситуациях, вырабатывает находчивость, умение владеть собой, доброжелательно и последовательно вести самый острый диалог.
Общество «Знание» подарило мне знакомство с замечательными людьми, многие эти знакомства переросли в дружбу, которая продолжается уже не один десяток лет. Мне посчастливилось знать академиков Артоболевского, Басова, Казначеева, блестящего биолога – генетика Овчинникова, Авцына, Годенко, Трешникова, Лаверова. Некоторых из них удалось пригласить на Ломоносовские чтения, появилось творческое содружество, которое помогло в работе архангельских вузов. Так, идея создания Архангельского филиала НИИ морфологии человека АМН СССР родилась именно на Ломоносовских чтениях 1975 года и была реализована благодаря помощи академика А.П.Авцына.»1
Возглавляя архангельское отделение Всесоюзного общества «Знание», В.В.Аристова много сделала для пропаганды знаний о развитии отраслей народного хозяйства. Она выступала перед северянами с лекциями, тематика которых была направлена на пропаганду здорового образа жизни, – «Развитие идей М.В.Ломоносова в охране здоровья северян», «Здоровье как общественное достояние», «Медицинская и научно-техническая революция» и др.
В.В.Аристова участвовала в работе всесоюзных и всероссийских съездов общества «Знание», в подготовке вопросов, выносимых на обсуждение на заседаниях пленумов общества. Много сил и времени она отдавала организации и проведению Ломоносовских чтений в г. Архангельске и Архангельской области. В 1986 году участвовала в выездных Ломоносовских чтениях в столице. Выступала перед студентами и преподавателями МГУ и в московском Центральном лектории общества «Знание».
За работу в обществе «Знание» В.В.Аристова была удостоена его высшей и редкой награды – медали имени академика Н.В.Вавилова. Она отмечает: в настояшее время «начинается новый виток расцвета общества «Знание» с новыми молодыми силами, новыми технологическими возможностями, но с прежним символом – делиться светом знаний и теплом сердец».
Общественным признанием В.В.Аристовой стало ее избрание делегатом XXVI съезда КПСС, награждение медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», знаком «Отличнику здравоохранения». Ее имя занесено на Доску почета Октябрьского района г. Архангельска. В.В.Аристова избрана Почетным доктором АГМА.
Медицинские традиции Валентины Всеволодовны продолжают сын Александр Павлович Совершаев (выпускник АГМА), врач-эндоскопист городской больницы №1 г. Архангельска, и внуки – Совершаев Андрей Викторович – ведущий хирург Жешартской ЦРБ Коми АССР; Михаил Александрович Совершаев, окончивший АГМА в 1999 г., обучающийся в интернатуре на кафедре анестезиологии и реаниматологии АГМА, занимающийся клинико-физиологическими исследованиями на базе кафедры физиологии университета в г. Тромсё (Норвегия).
Литература о профессоре В.В.Аристовой:
1. Доктор плюс исследователь // Северный комсомолец. – 1980. – 14 ноября.
2. Батыгина Н. Ее долг и должность // Медик Севера. – 1981. – 25 февраля.
3. Кононов В. Сопричастность // Северный комсомолец. – 1981. – №36.
4. Заслуженный человек // Медик Севера. – 1987. – 11 марта.
5. Призвание ученого и педагога: юбилей В.В.Аристовой // Медик Севера. – 1997. – 20 марта.
6. Марков В. Полку докторов прибавилось: юбилей В.В.Аристовой // Медик Севера. – 1997. – 31 марта.
7. Заслуженный работник высшей школы // Архангельск. – 1998. – 26 февраля; Волна. – 1998. – 3 марта.
Основные научные труды профессора В.В.Аристовой:
1. Аристова В.В. Физиологическая и гистохимическая характеристика некоторых особенностей поджелудочной железы при различных методах ваготомии // 5-я Поволж. конф. физиол., биохим., фармак. с участием морфологов – Ярославль, 1969.
2. Аристова В.В. Вопросы краевой специфики Европейского Севера в преподавании патофизиологии АГМИ // Сб.: Особенности подготовки врачей для работы в условиях Севера. – Архангельск, 1972.
3. Аристова В.В. и др. Теоретические предпосылки адаптации к холоду. – Депон. в ГУНБ №Д– 27, 1996.
4. Аристова В.В. и др. Системная и легочная гемодинамика в норме и при патологии системы дыхания у северян. – Архангельск, 1999. – 90 с.
|