Задания к занятиям для студентов 1 курса стоматологического факультета
Занятие №1
Тема: Введение в бионеорганическую химию. Биогенные s-элементы. Физико-химические свойства s-элементы. Качественные реакции катионов s--элементы.
Обсуждение вопросов по теме занятия.
Лабораторная работа «Качественный анализ ионов s-элементов».
Оформление опытов. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии, 2010 г.,1, 2, 6 – 11, стр.18-21.
Вопросы для обсуждения на занятии:
- Химические элементы биосферы. Макро- и микроэлементы. Топография биогенных элементов в организме человека.
- Эндемические заболевания, биогеохимические провинции.
- Закономерности изменения (по группам и периодам) радиуса ионов s-элементов и их поляризующей способности; химического характера (кислотно-основных свойств) оксидов и гидроксидов s-элементов.
- Физико-химические свойства Na, K, Be, Mg, Ca, Sr, Ba и их соединений.
- Растворимость и гидролиз солей s-элементов.
Литература:
1. Ершов Ю.А. Общая химия, 1993 г., гл.6, §§ 6.1-6.6.
2. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии, 2010 г., стр.18-21, опыты 1, 2, 6 – 11.
3. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия, 2005, книга 1, Общие теоретические вопросы. Качественный анализ.
Занятие №2
Тема: Биогенные р-элементы. Физико-химические свойства р-элементов. Качественные реакции ионов р-элементов.
Обсуждение вопросов по теме занятия.
Лабораторная работа «Качественный анализ ионов р-элементов».
Оформление опытов. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии, 2010 г., 9 -15, стр.26-28.
Вопросы для обсуждения на занятии:
- Характеристика р-элементов: положение в периодической системе, строение атома, степени окисления, закономерности изменения R атома, энергии ионизации и электроотрицательности по группам.
- Изменение кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов р-элементов по группам.
- Изменение кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов р-элементов с изменением степени окисления.
- Изменение окислительно-восстановительных свойств соединений р-элементов с изменением степени окисления.
- Биологическая роль р-элементов и применение их соединений в медицине.
Литература:
1. Ершов Ю.А. Общая химия, 1993 г., гл.6, §§ 6.1-6.6.
2. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии, 2010 г., стр.26-28, опыты 9 -15.
3. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия, 2005, книга 1, Общие теоретические вопросы. Качественный анализ.
Занятие №3
Тема: Биогенные d-элементы. Физико-химические свойства d-элементов. Качественные реакции ионов d-элементов.
Обсуждение вопросов по теме занятия.
Лабораторная работа «Качественный анализ ионов d-элементов».
Оформление опытов. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии, 2010 г., 1-2, 5-6, 8,10,16-17, стр.30-36.
Вопросы для обсуждения на занятии:
- Характеристика d-элементов: положение в периодической системе, строение атома, степени окисления.
- Изменение кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов d -элементов с изменением степени окисления.
- Изменение окислительно-восстановительных свойств соединений d -элементов с изменением степени окисления.
- Биологическая роль d -элементов и применение их соединений в медицине.
Литература:
1. Ершов Ю.А. Общая химия, 1993 г., гл.6, §§ 6.1-6.6.
2. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии, 2010 г., стр.30-36, опыты 1-2, 5-6, 8,10,16-17.
3. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия, 2005, книга 1, Общие теоретические вопросы. Качественный анализ.
Занятие №4
Тема: Анализ соли на содержание s-, p-, d- элементов.
Обсуждение вопросов по теме занятия.
Лабораторная работа «Качественный анализ солина содержание ионовs-, p-, d-элементов».
Скачать Схема анализа соли
Оформление протокола анализа.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Качественные реакции, позволяющие обнаружить ионы s-, p-, d-элементов в растворе.
Литература:
1. Ершов Ю.А. Общая химия, 1993 г., гл.6, §§ 6.1-6.6.
2. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии, 2010 г., стр.30-36, опыты 1-2, 5-6, 8,10,16-17.
3. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия, 2005, книга 1, Общие теоретические вопросы. Качественный анализ.
Занятие №5
Тема занятия: Первое начало (первый закон) термодинамики. Термохимия.
Содержание занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме занятия.
2. Решение задач по теме занятия.
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.
1. Понятие термодинамической системы. Системы изолированные, закрытые, открытые. Параметры системы.
2. Понятие термодинамического процесса; их квалификация по различным признакам.
3. Термодинамические понятия теплоты, работы системы. Внутренняя энергия – функция состояния системы. Формулировка 1 начала термодинамики; 1 закон термодинамики для изохорного и изобарного процессов.
4. Термохимия. Тепловые эффекты химических реакций (энтальпия реакций). Термохимические уравнения.
5. Закон Гесса и следствия из него; применение их в термохимических расчетах.
Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Лабораторно – практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр.38-40.
2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.
3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.
4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию /А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989
5. Лекция по теме «Первое начало термодинамики, термохимия».
Занятие №6
Тема занятия: Второе начало (второй закон) термодинамики. Термохимические потенциалы.
Содержание занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме занятия.
2. Решение задач по теме занятия.
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.
1. Второй закон термодинамики. Его формулировки и математические выражения. Энтропия. Зависимость ее от фазового состояния вещества.
2. Термодинамические потенциалы.
3. Приложения закона Гесса к определению энтропии и энергии Гиббса.
4. Функции состояния системы. Стандартное состояние системы.
Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Лабораторно – практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010,стр.40-42
2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.
3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл – пресс, 2000.
4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию /А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.
5. Лекция по теме «Второе начало термодинамики. Термодинамические потенциалы».
Занятие №7
Тема занятия: Химическая кинетика. Катализ. Химическое равновесие.
Содержание занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме занятия.
2. Решение задач по теме занятия.
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.
1. Предмет химической кинетики.
2. Скорость химической реакции (средняя, истинная).
3. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. Закон действия масс. Константа скорости реакции. Выражение закона действующих масс для гомогенных и гетерогенных систем. Примеры. Понятия о молекулярности и порядке реакции.
4. Зависимость скорости реакции от температуры. Теория активных соударений, активные молекулы, энергия активации, энергетический барьер реакции.
5. Катализ. Катализаторы. Основные признаки каталитических процессов. Примеры катализа. Свойства катализаторов. Теории гомогенного и гетерогенного катализа – теория промежуточных соединений и адсорбционная. Биологические катализаторы (ферменты), их особенности.
6. Радиационно-химические реакции (радиолиз воды), влияние их на биологические объекты.
7. Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.
8. Смещение (сдвиг) химического равновесия. Принцип Ле-Шателье–Брауна.
Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010,стр.42-45.
2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.
3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл – пресс, 2000.
4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию /А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.
5. Лекция по теме.
Занятие №9
Тема занятия: Учение о растворах. Свойства растворов электролитов.
Содержание занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов по теме занятия.
2. Решение задач.
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.
1. Слабые электролиты. Степень диссоциации. Факторы, влияющие на степень диссоциации. Применение закона действующих масс к процессу диссоциации слабых электролитов. Константа диссоциации. Закон разведения Оствальда.
2. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН как количественная мера активной кислотности и щелочности растворов.
3. Сильные электролиты. Основные положения теории растворов электролитов. Активность, коэффициент активности. Ионная сила раствора.
4. Протолитическая теория кислот и оснований.
5. Электролиты в организме человека. Электролитный состав крови и тканей. Нарушения электролитного баланса и его следствия.
Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 45-47.
2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.
3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.
4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.
Занятие №10
Тема занятия: Буферные системы и их свойства.
Содержание занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов по теме.
2. Решение задач.
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.
1. Общая, активная и потенциальная кислотность. Влияние активной кислотности на биологические процессы.
2. Буферные системы. Механизм буферного действия.
3. Уравнение Гендерсона - Гассельбаха для расчета С(Н+) И С(ОН─) двухосновных типов буферных систем. Факторы, влияющие на рН растворов.
4. Буферная ёмкость, её расчет. Факторы, влияющие на величину буферной ёмкости.
Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 86-91.
2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.
3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.
4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.
Дополнительная литература
1. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого /В.И.Слесарев.-СПб.: Химиздат, 2000.
2. Равич-Щербо М.И. Физическая и коллоидная химия /М.И.Равич-Щербо, В.В.Новиков.- М.: Высш.шк. 1975.
3. Пузаков С.А. Химия /С.А.Пузаков.-М.: Химия, 2006.
Занятие №11
Тема занятия: Буферные системы крови.
Содержание занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов по теме.
2. Решение задач.
3. Выполнение лабораторной работы «Приготовление буферных смесей».
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.
1. Буферные системы крови. Механизм действия буферных систем крови.
2. Понятие о кислотно-щелочном равновесии и щелочном резерве крови.
Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 86-91.
2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.
3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.
4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.
Дополнительная литература
1. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого /В.И.Слесарев.-СПб.: Химиздат, 2000.
2. Равич-Щербо М.И. Физическая и коллоидная химия /М.И.Равич-Щербо, В.В.Новиков.- М.: Высш.шк. 1975.
3. Пузаков С.А. Химия /С.А.Пузаков.-М.: Химия, 2006.
Занятие № 12
Вопросы для подготовки к контрольной работе по теме
«Растворы электролитов; буферные растворы»
1. Степень диссоциации электролитов; факторы, влияющие на степень диссоциации.
2. Слабые электролиты; применение закона действующих масс к процессу диссоциации слабых электролитов.
Константа диссоциации; закон разведения Оствальда.
3. Ионные произведения воды; показатели рН и рОН; значение показателя рН для жизнедеятельности организмов; величина рН основных биологических жидкостей; понятие об ацидозе и алкалозе.
4. Сильные электролиты. Основные положения теории растворов сильных электролитов. Активность, коэффициент активности. Ионная сила раствора, её биологическая роль.
5. Общая, активная и потенциальная кислотность и щёлочность.
6. Буферные системы; состав; классификация; свойства. Механизм воздействия ацетатной, фосфатной, бикарбонатной аммиачной
и белковой буферных систем.
7. Уравнение Гендерсона - Гассельбаха для расчета рН основных типов буферных систем; факторы влияющие на значение рН.
8. Буферная ёмкость; её расчёт; влияние различных факторов на буферную ёмкость.
9. Роль буферных систем, содержащихся в организме.
|
Занятие №13
Тема занятия: Коллигативные свойства растворов.
Осмос и осмотическое давление.
Содержание занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов по теме.
2. Постановка демонстрационных опытов.
1. Решение задач.
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.
1. Диффузия в растворах. Факторы, влияющие на скорость диффузии. Закон Фика. Роль диффузии в процессах переноса веществ в биологических системах.
2. Сущность осмоса. Осмотическое давление разбавленных растворов неэлектролитов. Закон Вант-Гоффа. Гипо-, гипер- и изотонические растворы. Измерение осмотического давления.
3. Отклонение растворов электролитов от закона Вант-Гоффа. Изотонический коэффициент, его связь со степенью диссоциации электролита. Понятие об осмотической концентрации растворов.
4. Осмотическое давление растворов биополимеров. Осмотическое давление плазмы и сыворотки крови и его биологическая роль.
5. Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах. Изоосмия организмов. Формирование отека. Плазмолиз, гемолиз.
Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 48-52.
2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.
3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.
4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.
Занятие №14
Тема занятия: Коллигативные свойства растворов. Закон Рауля и его следствия.
Содержание занятия:
1. Обсуждение теоретических вопросов по теме.
2. Решение задач.
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.
1. Насыщенный пар, давление насыщенного пара над чистым растворителем. Относительное понижение давления насыщенного пара растворителя над разбавленным раствором нелетучего неэлектролита; закон Рауля.
2. Температуры кипения и замерзания растворов. Относительное повышение температуры кипения и понижение температуры замерзания (депрессии) разбавленных растворов неэлектролитов по сравнению с чистым растворителем; следствия из закона Рауля. Эбуллиоскопическая и криоскопическая постоянные, их физический смысл.
3. Отклонение растворов электролитов от закона Рауля и его следствий. Изотонический коэффициент.
4. Взаимосвязь между коллигативными свойствами растворов. Осмометрия, криометрия и применение их в медико-биологических исследованиях.
Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию
1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 52-54.
2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.
3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.
4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.
Дополнительная литература
1. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого /В.И.Слесарев.-СПб.: Химиздат, 2000.
2. Равич-Щербо М.И. Физическая и коллоидная химия /М.И.Равич-Щербо, В.В.Новиков.- М.: Высш.шк. 1975.
3. Пузаков С.А. Химия /С.А.Пузаков.-М.: Химия, 2006.
|