События

Задания к занятиям для студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультета 1 семестр 2021-2022 уч год

Занятие №1

Тема: Вводное занятие. Способы выражения концентрации растворов.

Содержание занятия:

1. Правила техники безопасности при работе студентов в лабораторном практикуме.

2. Обсуждение вопросов по теме занятия:

а) понятие о растворах; классификация растворов;

б) способы выражения концентрации растворов (массовая доля, молярная концентрация)

3. Лабораторная работа: «Приготовление раствора NaCl заданной концентрации».


Занятие №2

Тема занятия: Строение атома.

Содержание занятия:

1. Обсуждение вопросов по теме занятия.

2. Решение задач.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.

1. Современные представления о строении атома: квантово-механическая модель атома.

2. Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Максимальное число электронов на орбиталях, подуровнях и уровнях.

3. Принцип минимума энергии. Последовательность заполнения электронами атомных орбиталей. Электронные формулы элементов; s-, p-, d-, f- элементы.

4. Заполнение электронами атомных орбиталей одного подуровня, правило Хунда. Электронно- графические формулы (спиновые схемы) элементов.

5. Связь между электронным строением атомов и положением элементов в периодической системе: s-, p-, d-, f- семейства элементов.

6. Радиусы атомов. Закономерности изменения радиусов атомов, энергии ионизации, энергии сродства к электрону, электроотрицательности s- и р- элементов (по группам и периодам)

7. Основное и возбужденное состояние атома.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Лабораторно – практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 3-6.

2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.

3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.

4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.


Занятие №3

Тема занятия: Химическая связь и строение молекулы.

Содержание занятия:

1. Обсуждение вопросов по теме занятия.

2. Контроль усвоения темы (устный или письменный опрос).

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.

1. Метод валентных связей. Основные положения метода. Механизм и способы образования ковалентной химической связи. Валентность. Максимальная валентность. Валентно- насыщенное и валентно – ненасыщенное состояние атома (на примере элементов II периода). Длина связи. Энергия связи.

2. Направленность химической связи. Влияние направленности связи на пространственную конфигурацию молекул типа АА, АВ, А2 В, А3 В. Насыщенность, кратность связи.

3. Гибридизация атомных орбиталей атомов Ве, В, С на примере образования молекул ВеН 2, ВН 3, СН4.

4. σ – и π- связи.

5. Полярность и поляризуемость химической связи. Дипольный момент связи (постоянный и индуцированный). Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь как предельно поляризованная ковалентная связь. Степень окисления атомов. Гомо- и гетеролитический разрыв связи.

6. Водородная связь. Межмолекулярная связь и внутримолекулярная связь водородная связь. Роль водородной связи в процессах ассоциации, растворения и биохимических процессах.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Лабораторно – практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 6-8

2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.

3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.

4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.


Занятие №4

Тема занятия: Комплексные соединения.

Содержание занятия:

1.Обсуждение вопросов по теме занятия.

2. Решение задач.

3. Контрольная работа "Строение атома. Комплексные соединения."

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.

1. Координационная теория Вернера – центральный атом, лиганды, координационное число центрального атома. Характер связей в комплексах с точки зрения метода валентных связей. Комплексообразующая способность s-, p-,d- элементов .

2. Классификация комплексных соединений по заряду и природе лигандов. Катионные комплексные соединения (аквакомплексы, аммиакаты). Анионные комплексные соединения (ацидокомплексы, гидрокомплексы).

3. Номенклатура комплексных соединений.

4. Ионные равновесия в растворах комплексных соединений. Константы нестойкости и устойчивости комплексных ионов.

5. Внутрикомлексные соединения (хелаты). Внутрикомплексные соединения в биологических объектах.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Курс лекций

2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.

3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.

4. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого/В.И.Слесарев.- СПб.:Химиздат, 2000.

Вопросы для подготовки к контрольной работе:

1. Квантово-механическая модель атома. Электронное облако. Атомная орбиталь.

2. Характеристика энергетического состояния электрона в атоме системой квантовых чисел: главное (n), орбитальное (l), магнитное (m) и спиновое (s) квантовые числа; их физический смысл и взаимосвязь.

3. Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Максимальное число электронов на орбиталях, подуровнях и уровнях.

4. Принцип минимума энергии. Последовательность заполнения электронами атомных орбиталей. Электронные формулы элементов; s-, p-, d-, f-элементы.

5. Заполнение электронами атомных орбиталей одного подуровня, правило Хунда. Электронно-графические формулы (спиновые схемы) элементов.

6. Связь между электронным строением атомов и положением элементов в периодической системе: s-, p-, d-, f- семейства элементов.

7. Основное и возбужденное состояние атома.

8. Метод валентных связей. Основные положения метода. Механизм и способы образования ковалентной химической связи. Валентность. Максимальная валентность. Длина связи. Энергия связи.

9. Полярность и поляризуемость химической связи. Дипольный момент связи (постоянный и индуцированный). Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь как предельно поляризованная ковалентная связь. Степень окисления атомов.

Занятие №5

Тема занятия: Первое начало (первый закон) термодинамики. Термохимия.

Содержание занятия:

1. Обсуждение вопросов по теме занятия.

2. Решение задач по теме занятия.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.

1. Понятие термодинамической системы. Системы изолированные, закрытые, открытые. Параметры системы.

2. Понятие термодинамического процесса; их квалификация по различным признакам.

3. Термодинамические понятия теплоты, работы системы. Внутренняя энергия – функция состояния системы. Формулировка 1 начала термодинамики; 1 закон термодинамики для изохорного и изобарного процессов.

4. Термохимия. Тепловые эффекты химических реакций (энтальпия реакций). Термохимические уравнения.

5. Закон Гесса и следствия из него; применение их в термохимических расчетах.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Лабораторно – практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр.38-40.

2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.

3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.

4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию /А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989

5. Лекция по теме «Первое начало термодинамики, термохимия».


Занятие №6

Тема занятия: Второе начало (второй закон) термодинамики. Термохимические потенциалы.

Содержание занятия:

1. Обсуждение вопросов по теме занятия.

2. Решение задач по теме занятия.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.

1. Второй закон термодинамики. Его формулировки и математические выражения. Энтропия. Зависимость ее от фазового состояния вещества.

2. Термодинамические потенциалы.

3. Приложения закона Гесса к определению энтропии и энергии Гиббса.

4. Функции состояния системы. Стандартное состояние системы.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Лабораторно – практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010,стр.40-42

2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.

3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл – пресс, 2000.

4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию /А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.

5. Лекция по теме «Второе начало термодинамики. Термодинамические потенциалы».


Занятие №7

Тема занятия: Химическая кинетика. Катализ. Химическое равновесие.

Содержание занятия:

1. Обсуждение вопросов по теме занятия.

2. Решение задач по теме занятия.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.

1. Предмет химической кинетики.

2. Скорость химической реакции (средняя, истинная).

3. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. Закон действия масс. Константа скорости реакции. Выражение закона действующих масс для гомогенных и гетерогенных систем. Примеры. Понятия о молекулярности и порядке реакции.

4. Зависимость скорости реакции от температуры. Теория активных соударений, активные молекулы, энергия активации, энергетический барьер реакции.

5. Катализ. Катализаторы. Основные признаки каталитических процессов. Примеры катализа. Свойства катализаторов. Теории гомогенного и гетерогенного катализа – теория промежуточных соединений и адсорбционная. Биологические катализаторы (ферменты), их особенности.

6. Радиационно-химические реакции (радиолиз воды), влияние их на биологические объекты.

7. Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.

8. Смещение (сдвиг) химического равновесия. Принцип Ле-Шателье–Брауна.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010,стр.42-45.

2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.

3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл – пресс, 2000.

4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию /А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.

5. Лекция по теме. 

Занятие №8

Тема занятия: Термодинамика. Химическая кинетика и равновесие.

Содержание занятия:

1. Контрольная работа по теме занятия.

Вопросы для подготовки к контрольной работе.

1. I и II начала (законы) термодинамики.

2. Закон Гесса и следствия из него.

3. Энтальпия химических процессов. Стандартные условия.

4. Термодинамические потенциалы (Гиббса, Гельмгольца). Энтропия.

5. Скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций.

6. Закон действующих масс.

7. Зависимость скорости реакции от различных факторов (концентрации, температуры, давления).

8. Правило Вант-Гоффа, уравнение Аррениуса.

9. Гомогенный, гетерогенный катализ, теория их объясняющая.

10. Константа химического равновесия и факторы на нее влияющие.

11. Принцип Ле-Шателье–Брауна. 

Занятие № 9

Тема занятия: Учение о растворах. Свойства растворов электролитов.

Содержание занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов по теме занятия.

2. Решение задач.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.

1. Слабые электролиты. Степень диссоциации. Факторы, влияющие на степень диссоциации. Применение закона действующих масс к процессу диссоциации слабых электролитов. Константа диссоциации. Закон разведения Оствальда.

2. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН как количественная мера активной кислотности и щелочности растворов.

3. Сильные электролиты. Основные положения теории растворов электролитов. Активность, коэффициент активности. Ионная сила раствора.

4. Протолитическая теория кислот и оснований.

5. Электролиты в организме человека. Электролитный состав крови и тканей. Нарушения электролитного баланса и его следствия.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 45-47.

2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.

3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.

4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989. 

Занятие №10

Тема занятия: Буферные системы и их свойства.

Содержание занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов по теме.

2. Решение задач.

1. Выполнение лабораторной работы «Приготовление буферных смесей».

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.

1. Общая, активная и потенциальная кислотность. Влияние активной кислотности на биологические процессы.

2. Буферные системы. Механизм буферного действия.

3. Уравнение Гендерсона - Гассельбаха для расчета С(Н+) И С(ОН) двухосновных типов буферных систем. Факторы, влияющие на рН растворов.

4. Буферная ёмкость, её расчет. Факторы, влияющие на величину буферной ёмкости.

5. Буферные системы крови. Механизм действия буферных систем крови. Понятие о кислотно-щелочном равновесии и щелочном резерве крови.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 86-91.

2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.

3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.

4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.

Дополнительная литература

1. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого /В.И.Слесарев.-СПб.: Химиздат, 2000.

2. Равич-Щербо М.И. Физическая и коллоидная химия /М.И.Равич-Щербо, В.В.Новиков.- М.: Высш.шк. 1975.

3. Пузаков С.А. Химия /С.А.Пузаков.-М.: Химия, 2006.

Занятие №12

Тема занятия: Коллигативные свойства растворов.
Осмос и осмотическое давление.

Содержание занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов по теме.

2. Постановка демонстрационных опытов.

1. Решение задач.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.

1. Диффузия в растворах. Факторы, влияющие на скорость диффузии. Закон Фика. Роль диффузии в процессах переноса веществ в биологических системах.

2. Сущность осмоса. Осмотическое давление разбавленных растворов неэлектролитов. Закон Вант-Гоффа. Гипо-, гипер- и изотонические растворы. Измерение осмотического давления.

3. Отклонение растворов электролитов от закона Вант-Гоффа. Изотонический коэффициент, его связь со степенью диссоциации электролита. Понятие об осмотической концентрации растворов.

4. Осмотическое давление растворов биополимеров. Осмотическое давление плазмы и сыворотки крови и его биологическая роль.

5. Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах. Изоосмия организмов. Формирование отека. Плазмолиз, гемолиз.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 48-52.

2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.

3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.

4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989. 

Занятие №13

Тема занятия: Коллигативные свойства растворов.
Закон Рауля.

Содержание занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов по теме.

2. Решение задач.

3. Тестовый контроль по теме «Коллигативные свойства растворов».

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на занятии.

1. Насыщенный пар, давление насыщенного пара над чистым растворителем. Относительное понижение давления насыщенного пара растворителя над разбавленным раствором нелетучего неэлектролита; закон Рауля.

2. Температуры кипения и замерзания растворов. Относительное повышение температуры кипения и понижение температуры замерзания (депрессии) разбавленных растворов неэлектролитов по сравнению с чистым растворителем; следствия из закона Рауля. Эбуллиоскопическая и криоскопическая постоянные, их физический смысл.

3. Отклонение растворов электролитов от закона Рауля и его следствий. Изотонический коэффициент.

4. Взаимосвязь между коллигативными свойствами растворов. Осмометрия, криометрия и применение их в медико-биологических исследованиях.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию

1. Лабораторно-практические занятия по общей химии. Методические рекомендации. Архангельск, 2010, стр. 52-54.

2. Ершов Ю.А. Общая химия/ Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З. Книжник, Н.И. Михайличенко. – М.: Высш. шк., 2003.

3. Глинка Н.А. Общая химия/Н.Л. Глинка. – М.: Интеграл –пресс, 2000.

4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию / А.С. Ленский. – М.: Высш. шк., 1989.

Дополнительная литература

1. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого /В.И.Слесарев.-СПб.: Химиздат, 2000.

2. Равич-Щербо М.И. Физическая и коллоидная химия /М.И.Равич-Щербо, В.В.Новиков.- М.: Высш.шк. 1975.

3. Пузаков С.А. Химия /С.А.Пузаков.-М.: Химия, 2006. 

Занятие №14

Тема: Биогенные s-элементы. Физико-химические свойства s-элементов. Качественные реакции катионов s-элементов.
 Физико-химические свойства р-элементов. Качественные реакции р-элементов.

Обсуждение вопросов по теме занятия.

Лабораторная работа «Качественный анализ ионов s-элементов». "Качественный анализ р-элементов".
Оформление опытов. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии, 2010 г.,№ 1, 2, 6 – 11, стр.18-21; № 9-15, стр. 26-28.

Вопросы для обсуждения на занятии:
1. Закономерности изменения (по группам и периодам) радиуса ионов s-элементов и их поляризующей способности; химического характера (кислотно-основных свойств) оксидов и гидроксидов s-элементов.
2. Физико-химические свойства Na, K, Be, Mg, Ca, Sr, Ba и их соединений.
3. Растворимость и гидролиз солей s-элементов. 
4. Характеристика р-элементов: положение в периодической системе, строение атома, степени окисления, закономерности изменения R атома, энергии ионизации и электроотрицательности по группам.
5. Изменение кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов р-элементов по группам.
6. Изменение кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов р-элементов с изменением степени окисления.
7. Изменение окислительно-восстановительных свойств соединений р-элементов с изменением степени окисления.
8. Биологическая роль р-элементов и применение их соединений в медицине.  
Литература:
1. Ершов Ю.А. Общая химия, 1993 г., гл.6, §§ 6.1-6.6.
2. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии, 2010 г., стр.18-21, опыты 1, 2, 6 – 11.
3. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия, 2005, книга 1, Общие теоретические вопросы. Качественный анализ. 

Занятие №15

Тема занятия:

Физико – химические свойства d– элементов и их соединений.

Анализ соли на содержание ионов s -, p -, d – элементов.

Содержание занятия:

1.Обсуждение теоретических вопросов по теме.

2. Лабораторная работа:

а) Свойства d – элементов и их соединений;

б) Анализ соли на содержание ионов s -, p -, d – элементов.

3. Оформление протокола лабораторной работы.

Вопросы предлагаемые для обсуждения на занятии:

1. Характеристика d – элементов: положение в периодической системе,

строение атома, степени окисления.

2. Изменение кислотно – основных свойств оксидов и гидроксидов

d – элементов с изменением степени окисления.

3. Изменение окислительно – восстановительных свойств соединений

d – элементов с изменением степени окисления.

4. Биологическая роль d – элементов и применение их соединений

в медицине.

5. Качественные реакции ионов s -, p -, d – элементов.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию:

1. Ершов Ю.А. Общая химия, 1993 г., гл. 6.параграфы 6.1 – 6.6.

2. Методические рекомендации к лабораторно – практическим занятиям

по общей химии, 2010 г., стр. 30 – 36, опыты 1 – 2, 5 – 6, 8, 10, 16 – 17.

3. Харитонов Ю.А. Аналитическая химия, 2005, книга 1.

Общие теоретические вопросы. Качественный анализ. 

Занятие №16

Тема занятия: Титриметрический анализ. Метод кислотно-основного титрования

Содержание занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов по теме.

2. Лабораторная работа:

а) Определение концентрации кислоты в растворе.

б) Определение концентрации и массы КОН или NaOH в растворе титриметрическим методом.

3. Оформление отчёта по лабораторной работе.

Вопросы предлагаемые для обсуждения на занятии:

1. Сущность метода титриметрического анализа; титрование; точка эквивалентности.

2. Рабочие растворы; классификация рабочих растворов по способу приготовления.

3. Способы выражения концентрации растворов (молярная концентрация эквивалента), эквивалент, фактор эквивалентности, молярная масса эквивалента.

4. Сущность метода кислотно-основного титрования; алкалиметрия; ацидиметрия.

5. Рабочие растворы и исходные вещества метода кислотно-основного титрования.

6. Индикаторы метода нейтрализации. Зона перемены окраски индикатора.

7. Кривые титрования.. Выбор индикатора.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию:

1. Харитонов Ю.А. Аналитическая химия, 2005, книга 2. Количественный анализ. Физико-химические методы анализа.

2. Золотов Ю.А. Основы аналитической химии, 2000, в 2-х книгах. Книга 2. Методы химического анализа.

3. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по общей химии, 2010 г., стр. 85-86.


Занятие №17. (только для лечебного факультета! для педиатрического см. № 18 Спектроскопический анализ)

Тема занятия:

Хроматографический анализ.

Разделение и определение катионов методом распределительной хроматографии.

Содержание занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов по теме.

2. Лабораторная работа:

Разделение и определение катионов методом распределительной

хроматографии.

3. Оформление протокола лабораторной работы.

Вопросы предлагаемые для обсуждения на занятии:

1. Хроматографический метод анализа. Сущность. Основные понятия.

2. Теория хроматографического разделения.

3. Классификация хроматографических методов ( жидкостная, газовая,

колоночная, плоскостная, капиллярная, классическая, высокоэффективная)

4. Понятие и сущность распределительной, адсорбционной, осадочной,

ионообменной, гель – хроматографий.

5. Аппаратурное обеспечение хроматографического анализа.

Устройство и основные узлы хроматографов.

6. Плоскостная бумажная хроматография. Получение и обработка

бумажных хроматограмм. Rf коэффициент подвижности.

7. Применение хроматографии в качественном и количественном анализе.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию:

1. Лекции.

2. Харитонов Ю.А. Аналитическая химия, 2005, книга 2.

Количественный анализ. Физико – химические методы анализа.

3. Золотов Ю.А. Основы аналитической химии, 2000, в 2 – х книгах.

Общие вопросы. Методы разделения.  

Занятие № 18

Тема занятия: Спектроскопический анализ.

Фотоэлектроколориметрический метод определения рН раствора.

Содержание занятия:

1. Обсуждение вопросов по теме занятия.

2. Лабораторная работа:

а) Определение рН раствора при помощи фотоколориметра КФК - 2 МП

3. Оформление отчёта по лабораторной работе.

Вопросы предлагаемые для обсуждения на занятии:

1. Спектроскопические методы анализа, сущность, классификация.

2. Молекулярная абсорбционная спектроскопия.

Основной закон светопоглощения – закон Бугера – Ламберта - Бера:

формулировка, математическое выражение.

3. Фотоколориметрический метод анализа: сущность, применение

в клинической практике.

4. Индикаторы. Теория, объясняющая изменение цвета индикатора.

Зона перемены окраски индикатора.

Рекомендуемая литература, необходимая для подготовки к занятию:

1. Лекции.

2. Харитонов Ю.А. Аналитическая химия, 2005, книга 2.

Количественный анализ. Физико – химические методы анализа.

3. Золотов Ю.А. Основы аналитической химии, 2000, в 2 – х книгах.

Книга 1. Общие вопросы. Методы разделения.

4. Методические рекомендации к лабораторно – практическим занятиям

по общей химии, 2010 г., стр. 93 – 97.