Историческое просвещение
онлайн-мероприятие (видео-лекция)
Автокефалия Русской церкви в XV веке
https://histrf.ru/watch/lectures/avtokiefaliia-russkoi-tsierkvi-v-xv-viekie
Лектор: Тарасов Аркадий Евгеньевич российский историк, старший преподаватель кафедры истории России до начала XIX века Исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук
Аннотация: Лекция посвящена становлению автокефалии русской православной церкви.
онлайн-мероприятие (видео-лекция)
Александр Невский
https://www.culture.ru/live/movies/273/aleksandr-nevski
Лектор: доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент и советник РАН Андрей Сахаров.
Аннотация: Александр Невский, полководец, разгромивший рыцарей-крестоносцев в апреле 1242 года на льду Чудского озера, и тонкий дипломат, искусно отстаивавший интересы Отечества перед золотоордынским ханом. За защиту православной веры он канонизирован, а учрежденным в его честь орденом награждали в Российской империи и в СССР, награждают и поныне в Российской Федерации.
онлайн-мероприятие (видео-лекция)
https://histrf.ru/watch/lectures/pravda-o-blokadnom-lieninghradie-k-75-lietiiu-osvobozhdieniia-sovietskimi-voiskami-lieninghrada-ot-blokady
Правда о блокадном Ленинграде.
Лектор: кандидат исторических наук, начальник научного отдела Российского военно-исторического общества Ю.А. Никифоров
Аннотация: В лекции рассказано о военных аспектах битвы за Ленинград 1941-1944 гг. В лекции были названы причины по которым организовавшие самую жестокую и продолжительную в истории человечества блокаду столь огромного города, гитлеровцы, мечтавшие вступить уже в мертвый Ленинград и сравнять с землей то, что уцелело бы к тому моменту от их артобстрелов и варварских бомбардировок, в итоге 75 лет назад под натиском Красной Армии покатились на запад от его рубежей. Озвучены тезисы, что руководители Ленинграда и Ленинградского фронта справились с задачей обороны и сделали все от них зависящее для сохранения как можно большего числа жизней в осажденном городе, для чего грамотно распределяли те скудные ресурсы, что были у них в наличие и максимально задействовали все возможные пути и средства для эвакуации населения. Главный вывод, который был предложен слушателям - битва за Ленинград - это не только ужасная трагедия блокады, но и великий, и массовый подвиг, завершившийся Победой.
Наравне со взрослыми: дети на фронтах Первой Мировой войны
Война – не детское дело. Однако история хранит много примеров героизма подростков, на которые не способны и иные взрослые. Первая мировая война не была исключением – многие дети, по собственному желанию уходившие на фронт, приносили большую пользу во время выполнения боевых задач, а некоторые из них удостаивались высоких наград.
В воспоминаниях князь Феликс Юсупов, описывает занятный эпизод, случившийся с ним во время одной из поездок. «Ехал с нами пятнадцатилетний мальчик. Мальчик мальчиком, а видно было, боевое крещение получил. Даже и смельчак, судя по Георгиевскому кресту на рваной гимнастерке. Он не много занял места, но спокойно ему не сиделось. Он то вскакивал на полку, как обезьяна, то лез на крышу в окно и оттуда принимался палить из револьвера». Таких детей, в раннем возрасте поучаствовавших в боевых действиях в годы Первой Мировой войны, были тысячи. Некоторые из них вошли в историю благодаря своим геройским поступкам.
«Научили меня стрелять из винтовки…»
Война – мужское дело. Но тотальная война, которой стала Первая Мировая, зачастую не обходит стороной и женщин с детьми. Все так или иначе участвуют в конфликте – будь то на линии фронта или в тылу. Патриотический подъём, который сопровождался мобилизацией в армию в июле 1914 года, не обошёл стороной и подростков. Уже в следующем году впоследствии известный детский писатель Корней Чуковский, наблюдая за тем, сколько детей оказалось в окопах мировой бойни, печально вопрошал: «…Всё многомиллионное детское царство в Европе и Азии захвачено ныне войной. Что станет с этим роковым поколением, взрастающим среди громов и пожаров?..».
Открытка времён Первой Мировой войны. Источник: https://smolbattle.ru/
Побеги на фронт гимназистов, детей крестьян и рабочих были частым явлением. Их ловили жандармы, отправляли к родителям, в газетах появлялись заметки, в которых убитые горем матери и отцы просят своих чад вернуться – но подростки всё равно продолжали попадать в мясорубку. Мало что могло остановить детей, которые росли в атмосфере уважения перед воинским долгом и играли в «солдатиков». К фронтовой жизни они часто относились как к такой игре.
Часто желание увидеть мир и поучаствовать в «самом важном событии в жизни» возникало у круглых сирот. Для них война становилась возможностью «выбиться в люди», убежать от своего одинокого существования. Один из таких сирот, уроженец Минской губернии Антон Власин, рассказывал о том, как попал на фронт: «…отыскал командира и попросился. Командир согласился, записал меня, дал солдатскую одежду, и я поехал. Научили меня стрелять из винтовки, а как пришли на войну, назначили на разведки». Часто офицеры и солдаты брали таких «сыновей полка» к себе из жалости, понимая, что в мирной жизни, особенно в условиях тягот мобилизации, их участь может быть даже тяжелее, чем на фронте.
«Сыны полка». Источник: https://warspot.ru/
Дети-георгиевские кавалеры
Уже осенью 1914 года в прессе Российской империи начали появляться сообщения о геройских поступках подростков на фронте. Стоит ли говорить, что эта информация лишь побуждала подростков убегать на войну.
В октябре 1914 года журнал «Нива» опубликовал сообщение о 12-летнем харьковчанине Андрее Мироненко. Сначала он просто разносил патроны и помогал раненым, но во время разведывательного рейда смог испортить две вражеские пушки и унести из расположения противника ценные трофеи, за что был впоследствии награждён Георгиевским крестом.
Образы детей часто использовались в военных открытках того времени. Источник: https://www.rferl.org/
В провинциальных газетах также часто сообщалось о подвигах подростков. В частности, вот что писал в январе 1915 года «Тамбовский вестник»: «В ноябре 1914 года тайно бежал из дома 15-летний Саша Кравков воспитанник 3-го класса Тамбовского реального училища. Кое-как, при содействии солдат, он добрался до фронта и был прикомандирован к саперной части, а затем к разведочной команде. Участвовал в нескольких разведках, отличился в одной из них, был, вместе с другими товарищами, представлен к награде и лишь потому не получил ее, что не имел при себе документов».
С течением времени сообщения о геройских поступках детей только увеличивались. Дети и взрослые, остававшиеся в тылу, восхищались подвигами подростков. Иван Казаков, пятнадцати лет от роду, участвовал в кавалерийских рейдах, однажды отбил у немцев пулемёт, за что удостоился Георгиевского креста . С течением времени он заслужит этой награды ещё дважды, и будет повышен в звании до унтер-офицера. Другой пример – шестнадцатилетний доброволец Семён Вихров. Весной 1915 года он попал в плен, но во время перехода смог скинуть одного из немецких кавалеристов, сопровождавших солдат, с коня, и убежать к своим. Великий князь Николай Николаевич лично наградил юношу медалью «За усердие».
|