Кафедра педагогики и психологии
Кафедра педагогики была организована 1 сентября 2003 года, а в 2005 году решением Ученого совета СГМУ она была преобразована в кафедру педагогики и психологии. Заведующей кафедрой с момента её создания и по настоящее время является Елена Юрьевна Васильева, д-р пед. наук, профессор, почётный работник сферы образования Российской Федерации.
В разные годы на кафедре работали: Борчук А.В., к.п.н, доцент, Шишкина Г.П., к.п. н., доцент- Томилова М.И., заслуженный учитель РФ, Узкая М.В., преподаватели Малыгина А.Ю, Крылов В.В., старший преподавателт - Южаков В.А.. В настоящее время на кафедре работают : заведующая кафедрой- профессор Васильева Е.Ю.; доценты - Корниенко Е.Р., Ложкина Л.И., Щукина Е.Г., Харькова О.А., Гайкина М.Ю., Смирнова Н.Н.; старшие преподаватели – Низовцева Т.Р., Антипин П.А., Ульяновская Т.Н., Тагаева Т.В., преподаватель- Климак А.В., старший лаборант - Денисова Е.В., лаборанты - Дунаева М.О., Цыбульская Е.Ю., Тишкова С.П.
На кафедре педагогики и психологии обучаются студенты всех медицинских специальностей, а также факультетов клинической психологии, социальной работы и адаптивной физической культуры; фармацевтического, высшего сестринского образования. Спектр дисциплин и видов учебной работы кафедры со студентами самый разнообразный: педагогика, психология и педагогика, возрастная и педагогическая психология, общая и клиническая психология и др., проведение лекционно-практических занятий, консультаций, прием зачетов и экзаменов, руководство курсовыми и дипломными проектами, педагогической и психолого-педагогической практикой, участие в работе государственных аттестационных комиссий на факультетах клинической психологии, социальной работы и адаптивной физической культуры, высшего сестринского образования и пр.
С 2011 года кафедра обучает иностранных студентов, которые учатся на международном факультете врача общей практики. Преподавание ведется на английском языке. С 2015 года на кафедре проходят обучение аспиранты СГМУ с целью подготовки к научно-педагогической деятельности, а также ординаторы всех врачебных специальностей, с 2018 – магистры по направлению подготовки «Психология здоровья».
Преподавательскому составу удалось полностью создать необходимое и достаточное методическое обеспечение учебного процесса по всем дисциплинам кафедры: рабочие программы, методические указания для семинарских занятий для студентов и преподавателей, программы для ИГА, аттестационные педагогические измерительные материалы, методическое обеспечение курсовых и дипломных проектов, а также практики и пр. в соответствии с требованиями ФГОС и на основе компетентностного подхода.
С момента открытия на кафедре проходят курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава университета. Ежегодно на кафедре около 100 преподавателей университета повышают свою психолого-педагогическую квалификацию. Психолого-педагогическая подготовка осуществляется по следующим категориям: для профессоров и доцентов СГМУ (72-144 час.), для молодых преподавателей со стажем до 5 лет (144 час.), для кадрового резерва вуза (36 час.). С 2005 года на кафедре реализуется программа профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава «Преподаватель высшей школы».
Для каждой категории слушателей предусмотрена соответствующая программа и методическое обеспечение. Все лекционные занятия обеспечены мультимедийным сопровождением, а практические – раздаточным дидактическим материалом. Кафедра является своеобразным научно-методическим центром, где разрабатываются новые педагогические технологии образовательного процесса в медицинском вузе. Затем этим технологиям обучаются преподаватели, далее они транслируются на кафедры и внедряются в учебный процесс. Так, например, в 2004 году 70 преподавателей университета прошли курс обучения по теме «Методика конструирования аттестационных педагогических измерительных материалов», по итогам курсов создали АПИМы, апробировали их на кафедрах, а отсроченным результатом обучения стало получение 70 учебным пособиям грифа УМО по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Разработанные АПИМы были использованы экспертами для проверки качества обучения студентов вуза в ходе комплексной оценки деятельности университета в марте 2005 года. В 2005 году кафедра провела краткосрочные проблемные курсы «Рейтинговая система оценки качества деятельности преподавателя и студента». По итогам курсов представлено 40 методических указаний для преподавателей и студентов «Модульно-рейтинговая системы оценки знаний студентов по учебной дисциплине». В 2015 году по итогам проблемных курсов «Оценка студентов» преподаватели 10 кафедр разработали методическое обеспечение к ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен).
По традиции кафедра педагогики и психологии активно участвует в организации и проведении ежегодной межрегиональной учебно-методической конференции.
Сотрудники кафедры активно занимаются научно-исследовательской работой. С 2004 г. на кафедре работает проблемная комиссия, на заседаниях которой рассматриваются не только темы диссертационных исследований, их результаты, но и обсуждаются вопросы содержания научных программ кафедры и сотрудников, проблематика и организация научно-практических конференций и др.
Основное направление, в рамках которого на кафедре ведется НИР – теория и методика профессионального медицинского образования. К наиболее существенным результатам за период истории кафедры можно отнести: защиту докторской диссертации Е.Ю. Васильевой (2006) и трех кандидатских диссертаций, выполненных и защищенных под её руководством в 2013 г. (Томилова М.И.), в 2014 г. (Гайкина М.Ю.), в 2015 г. (Тагаева Т.В.), многочисленные статьи сотрудников кафедры в рецензируемых ВАК журналах, а также монографии и учебные пособия.
Локация
Существенным достижением кафедры стало участие в международном проекте TEMPUS IV 159328-TEMPUS-FR-TEMPUS-SMHES «Life - Long - Learning Framework for Medical University Teaching Staff» (2010-2012 гг.), в рамках которого Васильева Е.Ю. была координатором проекта от СГМУ и руководителем европейской экспертной группы по разработке стандартов контроля качества образования в медицинских вузах.
В 2009-2011 гг. сотрудники кафедры участвовали в ФЦП (Рособразование, Роснаука) Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., в рамках реализации мероприятия № 1.6 Научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров. Проект: Разработка и апробация системы мониторинга удовлетворенности работодателей качеством принимаемых выпускников высших учебных заведений.
В 2019-2020 году кафедра стала участником европейского гранта "Erasmus +" Mobility for learners and staff/ Higher Education Student and Staff Mobility совместно с Университетом общественного здоровья, Каунас, Литва. В рамках обмена О.А. Харькова (6-8 мая 2019), Е.Ю. Васильева, М.И. Томилова преподавали там свои курсы на английском языке (16 по 20 сентября 2019 г.). В рамках академической мобильности СГМУ посетили с ответными лекциями 4 преподавателя из LSMU в декабре 2019 года. Состоялся и студенческий обмен между университетами.
О.А. Харькова активно сотрудничает с норвежским университетом в ходе реализации проекта A novel PhD program: environmental health and registry epidemiology in Arctic and Sub-Arctic Russia.
В 2018 году ученым советом Факультета КП СР АФК была утверждена концепция «Развитие и оценка коммуникативных навыков врача в системе профессиональной подготовки в медвузе», реализация которой предполагает комплексное выполнение научно-исследовательских и научно-методических работ в вузе в содружестве студентов, магистрантов и преподавателей вплоть до 2024 года.
В 2020 году реализация данной концепции получила конкретизацию в рамках совместного проекта кафедры и кафедр стоматологического факультета «Развитие и оценка коммуникативных навыков в системе непрерывного стоматологического образования» .
Результатами научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры являются и рационализаторские предложения. Так, например в 2020 году Н.Н. Смирнова дважды зарегистрировала рацпредложения: «Система личностно-мотивационного развития представителей социометрических профессий в сфере психологического сопровождения наркологической деятельности на этапе основного профессионального образования» и «Система личностно-мотивационного развития представителей социометрических профессий в сфере психологического сопровождения наркологической деятельности на этапе дополнительного профессионального образования».
Хорошей традицией на кафедре стало приобщение к участию в научной работе студентов факультета клинической психологии, социальной работы и АФК. Под руководством ППС кафедры ежегодно студенты публикуют в среднем от 3 до 5 работ в Бюллетене СГМУ, а также в материалах научно-практических конференций других медицинских вузов и даже в научном журнале, рецензируемом ВАК (А.Плешкунова, 2015 г.) Ежегодно на весенней научной сессии молодых ученых и студентов члены научного кружка выступают с докладами. А в 2014 г. Кононова В., выпускница факультета клинической психологии, стала лауреатом всероссийского конкурса на лучшую студенческую работу (г. Сочи) (рук. Васильева Е.Ю.). Магистранты по направлению подготовки «Психология здоровья» с 2019 года ежегодно публикуют свои научные работы в Международном научном журнале «Инновационная наука». На кафедре утверждена концепция организации работы научного студенческого кружка (рук. О.А. Харькова), ежемесячные заседания которого проходят при активном участии от 25 до 40 студентов разных курсов и факультетов. Лучшие доклады студенты представляют на ежегодной Архангельской международной медицинской научной конференции молодых ученых и студентов.
Сотрудники кафедры педагогики и психологии совместно с кафедрами инфекционных болезней (зав. кафедрой О.В. Самодова) и кожных и венерических болезней (зав. кафедрой С.Л. Кашутин) в течение ряда лет совместно работают над проектами по актуальным проблемам медицинского образования. В результате созданы следующие компьютерные программы, которые используются в учебном процессе:
· Программа для ЭВМ «Кейс-измеритель для оценки компетенций врача по диагностике и лечению менингококковой инфекции у детей». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015618971 Дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 20 августа 2015 г. (авторы: Васильева Е.Ю., Самодова О.В., Самодова И.В.).
· Программа для ЭВМ «Программа оценки практических умений студентов по дерматовенерологии». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2016615568, дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 26 мая 2016 г. (авторы: Васильева Е.Ю., Кашутин С.Л., Рябов М.Н.)
· Программа оценки практических умений по дерматовенерологии, Васильева Е.Ю., Кашутин С.Л., Рябов М.Н., Номер сертификата 20166155681, Дата выдачи 26 мая 2016.
· Программа оценки качества преподавания студентами в медицинском вузе, Кашутин С.Л., Васильева Е.Ю. , Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2018610425, дата выдачи -11 января 2018 г.
Сотрудниками кафедры за последние 3 года издано 10 учебных пособий, 2 рабочие тетради и 3 монографии.
Работы сотрудников кафедры имеют высокую оценку со стороны академического профессионального сообщества: об этом свидетельствуют следующие достижения:
В 2010-2013 г. Васильева Е.Ю. становилась лауреатом Всероссийского конкурса Фонда отечественного развития образования РАО на лучшее научное издание в номинациях «Менеджмент и маркетинг», «Педагогика», «Гуманитарные науки».
В 2014 г. Васильева Е.Ю., Томилова М.И., Гайкина М.Ю. стали лауреатами I Всероссийского инновационного общественного конкурса на лучший учебник, учебное пособие, монографию за монографию «Вуз в оценке студентов» LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG (Германия), 2014.
За существенный вклад в развитие медицинского и фармацевтического образования в 2017 году Васильева Е.Ю. была награждена Ежегодной премией в сфере медицинского образования России, установленной Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в номинации «За лучшую практику учебно-методического сопровождения образовательных программ»
В 2019 году Васильева Е.Ю. получила диплом в номинации "Открытие года" VI Всероссийской премии "Золотой фонд", за издание учебного пособия "Основы психологии для медицинских вузов", №-978-5-406-07831-04, от ООО "издательство "Кнорус".
В 2020 г. Васильева Е.Ю. стала лауреатом "Международного конкурса учебно-методических работ преподавателей и учителей образовательных организаций в "Номинации: Инновационное учебно- методическое издание; Вид проекта: Учебное пособие; г. Нижний Новгород, 25 августа 2020 г. По инициативе проекта Interclover.ru за учебное пособие «Коммуникативные навыки для ординаторов».
16 декабря 2022 года Северному государственному медицинскому университету исполнилось 90 лет со дня создания. В честь юбилея 21 декабря 2022 г. заведующая кафедрой педагогики и психологии Елена Юрьевна Васильева за заслуги в области педагогических наук была награждена медалью К. Д. Уши́нского (ведомственная медаль Министерства науки и высшего образования Российской Федерации) , а доценту кафедры Марии Юрьевне Гайкиной была вручена благодарность за многолетний труд в сфере здравоохранения, большой личный вклад в подготовке высококвалифицированных специалистов и в связи с 90-летием со дня учреждения (благодарность администрации города Архангельска).
16 октября 2024 г. Васильева Е. Ю. получила премию Ассоциации РОСМЕДОБР в области образования Мягкие навыки за проект Плохие новости- навыки коммуникации с пациентом о сложном (Дьяченко Е.В., Васильева Е.Ю., Золотова Е.Н., Самойленко Н.В.).
|