События
|
Геополитическое просвещение
Геополитическое просвещение
Россия и информационные воины
Информационная война – одно из самых повторяемых за неполную четверть XXI века словосочетаний в официальной риторике, СМИ, а, может, и в бытовом общении.
«Фабрика Троллей». Источник: https://2ch.hk/
Разумеется, у информационных войн есть своя история. Но чтобы сделать информацию настоящим оружием, человечеству нужно было изобрести инструменты для её эффективного сбора, обработки и распространения. Поэтому настоящие информационные войны начались только в XIX веке.
Немного предыстории
Конечно, до этого во время конфликтов принимались меры по дискредитации, клевете и очернению образа противника. Но это, скорее, можно назвать информационными кампаниями. В древности люди воевали, как правило, с относительно знакомыми соседями, и образ врага формировался на местах с помощью перемолвок, да и мог не меняться годами. А в случае больших империй, например, гражданин Рима, живущий на Балканах, вероятно, слышал о германских варварах, с которыми легионы воюют далеко на севере. Но едва ли ему было дело до происходящего на другом конце света.
Информация – удел грамотных. Источник: https://psyfactor.org/
На новую ступень информационные войны восходят в Новое время – начинается эпоха Великих географических открытий и становления абсолютных монархий в Европе. Централизованное государство имело намного больше возможностей влиять на умы своих подданных, чем средневековые Лорды, в первую очередь – через церковь. Идеи о собственной правоте и нечестивости врага должны были цементировать династические державы, укрепляющие свои доменные территории и пустившие побеги далеко за океаны: испанскому гардемарину следует понимать, зачем ему нужно бить голландца в богом забытой Ост-Индии, англичанину нужно осознавать, что французских колонистов он грабит во славу короля.
Проблема той поры в том, что информационное слово было недоступно в печатном виде для большинства неграмотного населения – его распространяли в пересказе через священников, чиновников и глашатаев. Впрочем, с распространением полиграфии языком пропаганды стали картинки: иллюстрации, карикатуры, схемы.
Русь, а затем Россия, поучаствовали в информационных войнах ещё тогда. Например, во время Куликовской войны около 1380 года Московское Государство, стремясь собрать под своими знамёнами русских князей, активно поднимало повестку о небывалой доселе слабости Орды из-за великой замятни. Позже главным противником России в Информационной войне стала объединенная Люблинской Унией Речь Посполита. Первое обострение случилось во время Ливонской Войны 1558—1583 годов, когда воеводы ещё могли сменить сторону, и прибыв в стан бывшего врага, распространяли о противнике очерняющие памфлеты, состоящие чуть менее, чем полностью, из преувеличений и небылиц. Особо отличился в этом перебежчик Андрей Курбский, изданные им записки о России и переписанные позже письма – настоящий артефакт информационной войны «догазетного» периода. Второе обострение случилось во времена Смутного времени начала 17 века, когда правившая в Польше династия претендовала на русский престол, проводя агитационную работу в свою пользу. СМИ в привычном понимании тогда ещё не существовали, главным средством в информационной войне были описательные заметки путешественников, памфлеты, брошюры, распространяемые среди знати, и личные переписки, которые часто публиковались. Противостояние идей разыгралось в переписках Екатерины Великой с величайшими мыслителями и монархами Европы.
Пропагандистский плакат периода Великой Французской Революции. Источник: https://propagandahistory.ru/
Но первые события, вокруг которых развернулись настоящие информационные баталии – это Великая французская революция 1789 года и последующие за ней революционные и наполеоновские войны. Просвещённый 18 век дал свои плоды – процент грамотного населения стремительно увеличился, особенно среди горожан. Типографии в Европе и Америке росли как грибы после дождя, предлагая публике газеты разного толка, а, главное, упрощённый вариант источника информации – листовки и брошюры, которые стоили дёшево и отлично распространялись в массах.
Россия немного отставала в плане средств распространения информации от Англии, Франции и США. Но правительство понимало важность идей во время информационной войны, поэтому всячески контролировало прессу. При Павле Первом были введены строгие цензурирующие законы. Его сын Александр в молодости был человеком либеральных взглядов и отменил многие запреты на свободу распространения информации, однако в целом тон прессы был направлен против тогдашнего врага России – Наполеоновской Франции.
|