Центр аналитическо-методического обеспечения развития регионального здравоохранения и медико-профилактического направления
ЦЕНТР АНАЛИТИЧЕСКО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Центр аналитическо-методического обеспечения (центр) является структурным подразделением Проектного офиса СГМУ.
Руководитель центра – д.м.н., доцент Мордовский Эдгар Артурович, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы.
Сотрудники центра – к.м.н., доцент Постоев Виталий Александрович, заведующий кафедрой методологии научных исследований.
Важнейшие функции центра:
· разработка и реализация системы эффективного мониторинга показателей деятельности системы здравоохранения в регионах;
· оценка и анализ состояния популяционного здоровья субъектов Российской Федерации, прогноз ее развития;
· координация деятельности структурных подразделений СГМУ по вопросам сбора, обработки и использования статистических данных;
· взаимодействие с медицинскими организациями и региональными медицинскими информационно-аналитическими центрами по вопросам сбора, обработки и использования статистических данных;
· методическая поддержка органов управления региональным здравоохранением, медицинских организаций в вопросах маршрутизации пациентов, логистике и управления проектами;
· информационное, научно-методическое и аналитическое обеспечение реализации функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан по вопросам формирования государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, в т.ч. проведение аудитов деятельности медицинских организаций, медицинских работников, коррекции их компетенций и т.д.
Результаты выполненной аналитической, методической и организационной работы:
В 2019 / 2020 гг.:
· Выполнена экспертиза паспортов региональных проектов Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Коми «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Были определены условия успешной ликвидации кадрового дефицита в региональных медицинских организациях, оказывающих населению первичную медико-санитарную помощь, к 2024 г.
· Организован мониторинг состояния популяционного здоровья населения Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Коми. Результаты мониторинга регулярно представляются на совещаниях с участием руководителей, специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
· Разработана Программа мониторинга и снижения масштаба совокупного ущерба от потребления алкоголя, адаптированная под особые условия алкоголизации населения Мурманской области, Архангельской области и Республики Коми.
· Разработан план действий по созданию единой информационно-коммуникационной сети, включающей образовательные организации (высшего, среднего профессионального образования), занимающиеся подготовкой медицинских кадров для Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Коми.
· Организовано методическое сопровождение аудита деятельности медицинских организаций, внедрения современных управленческих технологий (в т.ч. «бережливого производства» (LEAN-технологий) и др.);
В 2020 / 2021 гг.:
· Выполнена оценка соблюдения схемы маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом (ОКС) и острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) в специализированные медицинские организации III уровня Архангельской области в 2019, 2020 и 9 мес. 2021 гг., в т.ч. (1) рассчитаны значения медико-статистических показателей, характеризующих оказание медицинской помощи пациентам с ОКС и ОНМК (первичной заболеваемости, своевременности госпитализации, коэффициент госпитализации, летальности, средних сроков госпитализации), (2) проанализировано распределение группы госпитализированных больных по месту жительства, путям госпитализации, направившим учреждениям, (3) проанализирован охват больных с ОКС и ОНМК, госпитализированных в медицинские организации II уровня телемедицинскими консультациями, (4) дана оценка распространенности дефектов выполнения утвержденной схемы маршрутизации пациентов с ОКС и ОНМК медицинскими организациями II-го уровня. Результаты анализа представлены в форме отчета, представленного в Министерство здравоохранения Архангельской области.
· Организован мониторинг кадровой ситуации в региональных сегментах государственной системы здравоохранения Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Коми, в т.ч. выполняется оценка дефицита врачебного, среднего и младшего медицинского персонала в медицинских организациях. С учетом динамики кадровой ситуации оценивается текущая потребность медицинских организаций северных регионов в медицинских кадрах. Результаты анализа представляются на совещаниях с участием руководителей, специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
В 2021 / 2022 гг.:
· На основе результатов анализа кадровой ситуации в региональных сегментах государственной системы здравоохранения начата разработка математической модели прогнозирования перспективной (средне-, долгосрочной) потребности медицинских организаций Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Коми в медицинских кадрах.
· Выполнена оценка эффективности реализации РП «Борьба с онкологическими заболеваниями» в Архангельской области (в т.ч. эффективности оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи в центрах амбулаторной онкологической помощи. Результаты анализа представлены на совещаниях с участием руководителей, специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
· Начата реализация Проекта оценки удовлетворенности населения Архангельской области качеством решения проблем в сфере здравоохранения. В качестве задач проекта определены: (1) оценка уровня знаний населения Архангельской области тенденций реформирования отечественного здравоохранения, (2) оценка основных проблем деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения с позиции получателей медицинских услуг, здорового населения и медицинских работников, (3) оценка уровня грамотности в вопросах здоровья получателей медицинских услуг, здорового населения.
В 2022 / 2023 гг.:
· Завершен Проект оценки удовлетворенности населения Архангельской области качеством решения проблем в сфере здравоохранения. В т.ч. на основе полученных в серии социологических, медико-статистических исследований разработаны предложения по совершенствованию оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения (в т.ч. опубликованы методические рекомендации: Совершенствование организации оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях Архангельской области : методические рекомендации для врачей / Э.А. Мордовский, А.Л. Санников, К.Б. Корниенко. – Архангельск : КИРА, 2022. – 108 с.). Результаты реализации Проекта оценки удовлетворенности населения Архангельской области качеством решения проблем в сфере здравоохранения также представлены на совещаниях с участием руководителей, специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
· Продолжена работа по разработке математической модели прогнозирования перспективной (средне-, долгосрочной) потребности медицинских организаций Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Коми в медицинских кадрах.
· Начата реализация межрегионального Проекта оценки доверия жителей северных регионов (Архангельской области и Республики Коми) медицинским работникам, медицинским организациям и системе здравоохранения. В качестве задач проекта определены: (1) количественная оценка доверия населения Архангельской области медицинским работникам, медицинским организациям и системе здравоохранения, (2) определение основных факторов, ассоциированных с количественной оценкой доверия населения Архангельской области медицинским работникам, медицинским организациям и системе здравоохранения (в т.ч. территориально-зависимых факторов).
В 2023 / 2024 гг.:
· Завершен межрегиональный Проект оценки доверия жителей северных регионов (Архангельской области и Республики Коми) медицинским работникам, медицинским организациям и системе здравоохранения. В т.ч. на основе полученных в серии социологических, медико-статистических исследований разработаны рекомендаций для руководителей и сотрудников органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, медицинских организаций государственной системы здравоохранения по формированию доверия жителей северных регионов медицинским работникам, медицинским организациям и системе здравоохранения (в т.ч. опубликованы методические рекомендации: Оценивание и формирование доверия граждан к системе здравоохранения / Мордовский Э.А., Баранов А.В., Макулин А.В., Жигунова Г.В., Шадрина О.Н., Санников А.Л., Цыганова О.А., Барышков К.В. – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, 2023. - 31 с.). Результаты реализации Проекта также представлены на совещаниях с участием руководителей, специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
· Начата реализация межрегионального Проекта оценивания репродуктивного потенциала, репродуктивных установок и репродуктивного поведения жителей северных регионов (Архангельская область, Мурманская область и Республика Коми). В качестве задач проекта определены: (1) количественная оценка демографических процессов (в т.ч. рождаемости, воспроизводства населения) в северных регионах в 1990 – 2023 гг., (2) определение основных факторов (в т.ч. социальных, экономических), ассоциированных с готовностью женщин репродуктивного возраста к рождению первого, второго и последующих детей, (3) оценка ценностных ориентаций женщин в состоянии репродуктивного выбора, (4) оценка результативности работы региональных служб родовспоможения и определение детерминирующих ее факторов. По результатам реализации проекта планируется разработать рекомендации по обеспечению достижения целевых показателей региональных проектов «Охрана материнства и детства» (на 2025 – 2030 гг.).
|