Конкурс "И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ"
1. Как называются поделочный камень и воспалительное заболевание почек?
2. Какая перепонка носит название ударного музыкального инструмента?
3. Какой "моллюск" находится в ухе?
4. В какой части руки спряталась река Дон?
5. Как называется петля, которую подвешивают к седлу для упора ног всадника? Где она "находится" в человеческом организме?
6. Превратите ребро в драгоценность.
7. У кого есть зубчик, но нет рта?
8. Какие яблоки существуют в организме человека?
9. Превратите название органов человека и животных, вырабатывающих биологически активные вещества, в название химического элемента четвертого периода.
10. В названия каких структурных элементов ядра клетки, содержащих ДНК, входит название химического элемента?
Конкурс "КТО ГДЕ СПРЯТАЛСЯ"
1. Герой романа А.Грибоедова "Горе от ума".
2. Герой романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
3. Крупное копытное животное, обитающее в Беловежской Пуще.
4. Человек, сдающий кровь.
5. Ядовитый гриб.
6. Пальмовый "орех".
_______________________________________
проверить себя вы можете здесь
"ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
для учащихся 7-8 классов
состоит из двух частей
ЧАСТЬ I. "Наречие или другая часть речи?"
ЗАДАЧА 1
Можно ли согласится с утверждением, что в данных предложениях слово напротив является одной и той же частью речи?
а) Напротив кинотеатра находится сквер.
б) Кинотеатр находится в доме напротив.
в) Сквер расположен напротив.
ЗАДАЧА 2
Определите, какой частью речи являются выделенные слова; в качестве какого члена предложения они выступают?
1. Впереди шел знаменосец.
2. Собака бежала впереди охотника.
3. Незнакомец быстро пошел навстречу.
4. Вдоль дороги тянулись однообразные постройки.
5. Туристы исходили этот край вдоль и поперек.
ЗАДАЧА 3
Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
1. Цветы последние милей роскошных первенцев полей. (А. С. Пушкин)
2. Они унылые мечтанья живее пробуждают в нас. (А. С. Пушкин)
3. Так иногда разлуки час живее самого свиданья. (А.С. Пушкин)
4. Чем сильнее мороз, тем крепче сидит медведь.
5. Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем. (М. Горький)
ЗАДАЧА 4
Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Раскройте скобки.
1. Совершено не видно за домами моего дом.
2. Мой брат все время сидит дома.
3. (С)начала работы у него прекрасное настроение.
4. (С)начала вымой руки, потом ешь.
5. (В)дали голубой виднеется кораблик.
6. Что-то красное мелькнуло (в)дали.
7. Веря (в)правду и правду любя, ты корыстью, хвальбой и гордыней никогда не унизил себя. (А.Сурков)
8. Сегодня и (в)правду обычный день.
9. И долгий путь (в)конец сморил нас.
10. Не отнести ль строку (в)конец, перед самым многоточием?
11. Плохо закрепленные ящики, вздрагивая, сползали (в)бок.
12. Он толкнул своего соседа (в)бок.
ЗАДАЧА 5
Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Раскройте скобки.
1. Шел дождь, (по)этому мы надели плащи.
2. По этому лесу боятся ходить.
3. Шел дождь, (за)тем светило солнце.
4. (За)тем домом – школа.
5. (Не) (за) (чем) было даже спрятаться.
6. Тебе (не) (за) (чем) прятаться от родителей.
7. (от) чего мы поссорились, я понять не мог.
8. Ты делаешь свои первые шаги по жизни. (От)того, каковы будут эти первые шаги, зависит и путь, которым ты пройдешь свою жизнь. (А. Дорохов)
ЗАДАЧА 6
Можно ли согласиться с мнением, что в данном тексте оба выделенные слова являются наречиями? Докажите свое мнение.
Я возвращался с охоты, спешил на пароход…
Миновав заросли осинника, я вышел (в)новь на светлые, солнечные поляны и в молодые березняки…
Но что за чудо! (В)начале пути, когда я только вошел в тот лес, ветви берез были усеяны набухшими почками, даже признаков листьев нигде не было видно. Я наклонил одну из веток. Почки на ней уже лопнули, и из-под бурых чешуек высунулись нежные зеленые язычки…
(По Г.Скребицкому)
ЗАДАЧА 7
Можно ли согласиться с мнением, что в данном тексте оба выделенные слова – наречия? Докажите свое мнение.
1. Ребенок испга(н,нн)о вздрогнул.
2. Животное испуга(н, нн)о выстрелом.
3. Школьный вечер прошел организова(н,нн)о и интересно.
4. В нашей школе организова(н,нн)о общество друзей природы.
5. Наследство растеря(н,нн)о.
6. Ребенок говорил и смотрел растеря(н,нн)о.
7. Озеро взволнова(н,нн)о бурей.
8. Оратор говорил взволнова(н,нн)о.
ЗАДАЧА 8
Согласны ли вы с мнением ученика, который считает, что слова могучеи горячо могут быть как краткими прилагательными, так и наречиями? Приведите примеры.
ЧАСТЬ II. "Союз или другая часть речи?"
ЗАДАЧА 1
Зато или за то?
В каких предложениях выделенные слова являются союзом и пишутся слитно?
1. Никто не решится дать хороший отзыв о своем уме, за(то) всякий хвалит свое сердце. (Афоризм)
2. День, наполненный событиями, пролетел быстро, (за)то потом, в воспоминаниях, он кажется огромным.
3. Земля благодарит земледельца урожаями (за)то, что он трудился.
4. Приют наш мал, (за)то спокоен.
5. Желто-розовые луга под порывами ветра всколыхнулись, прокатилась по ним голубая волна, словно склонились к старику (за)то, что заметил их.
6. Я люблю Мещерский край (за)то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу. (К.Паустовский)
7. Какой (за)то здесь воздух!(И. Тургенев)
8. Берись (за)то, что тебе по душе.
ЗАДАЧА 2
Тоже или то же?
Согласны ли вы с тем, что в данных предложениях выделенные слова –союзы?
1. В комнате было тихо, в доме то(же) не начиналось движение.
(В. Короленко)
2. На берегу никого не было, дорога то(же) была пуста. (В. Короленко)
3. Он видел все то(же): снега, лунный блеск, звезды.
4. В радости ведь то(же) нужна помощь.
5. Настоящий писатель – этот то(же), что и древний мудрец: он видит яснее, чем обычные люди.(Л.Толстой)
6. Береза летняя и зимняя – это не одно и то(же): с листвой музыка раздольней, неукротимей, веселей; без листвы – строже, суше.(В. Бочарников)
7. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Горький)
8. До утра мальчик не сомкнул глаз. Дедушка устроился на земляном полу хибарки и то(же) не спал. (В. Катаев)
9. Над Африкой светит то(же) солнце, что и у нас. (Ю.Яковлев)
10. Казаков вдруг остановился. Товарищи то(же) застыли возле лошадей. (О. Гончар)
ЗАДАЧА 3
Также или так же?
Укажите предложения, в которых слово также является союзом и пишется слитно.
1. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные так(же) чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.(Д.Лихачев)
2. для души точно так(же) существует известный режим, как и для тела, надо уметь ему подчиняться. (П. Чаадаев)
3. Все так(же) ослепительно сверкали снега и горело в синеве косматое солнце.(В. Белов)
4. Наука и искусство так(же) тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать.(Л.Толстой)
5. Набожности Андрей Ефимыч не проявлял и на духовную особу в начале своей врачебной карьеры походил так(же) мало, как теперь.(А. Чехов)
6. Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортов; даже полы были некрашеные, зато все блистало чистотой.
7. Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так(же) неожиданно, как и появился.
8. Все смутились поступком Наташи, и Денисов так(же) покраснел, но улыбнулся и, взяв руку Наташи, поцеловал ее. (Л.Толстой)
9. Каждый человек должен так(же) писать хорошо, как и говорить хорошо. (Д.Лихачев)
10. Так(же) признаюсь, в течение некоторого времени я даже старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.
ЗАДАЧА 4
Чтобы или что бы?
Укажите номера предложений, в которых употребляется союз чтобы.
1. Долго было слышно, как она шагал туда, где светился огонек, что(бы)поведать чужим людям о своем счастье. (А.Чехов)
2. Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым.(Л.Толстой)
3. Но во всех пейзажах Левитана, что(бы) они не изображали, лучше всех передана печать прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю. (К. Паустовский)
4. Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей – важно только, что(бы) за призывами следовал труд. (В.Сухомлинский)
5. Надо поставить свою жизнь в такие условия, что(бы) труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.Чехов)
6. Разум дан человеку для того, что(бы) он разумно жил, а не только для того, что(бы) он видел, что неразумно живет. (В.Белинский)
7. Что(бы) ни случилось, хочется, чтобы все остались друзьями.
8. Не слышно было ничего такого, что(бы) нарушало спокойствие природы.(В.Арсеньев)
9. Саша пошла к избе, что(бы)пожаловаться; за нею шла Матька, которая тоже плакала.(А.Чехов)
10. А Саша сидит и придумывает, что(бы) такое сильное и веское сказать ненавистному дяде. (А.Чехов)
11. Должен же был когда-нибудь ударить гром и брызнуть дождь, что(бы) освежить душную атмосферу.(А.Чехов)
12. Это было сказано полушепотом, но так, что(бы)я слышал.(А.Чехов)
13. Что(бы) волосы не падали на лоб, Никита повязал их веткой березы.(М.Горький)
14. Суворов требовал, что(бы) мужество и храбрость солдат были соединены со знанием военного дела.
ЗАДАЧА 5
Причем или при чем?
Притом или при том?
В каких предложениях выделенные слова являются присоединительными союзами?
Имейте в виду, что:
- сочетание при чем (предлог с местоимением) употребляется в вопросительных предложениях;
- союзы причем и притом имеют значение «вдобавок к этому/ ко всему»;
- притом (есть существительное).
1. Лавочник поднял брови, вышел из-за прилавка и всыпал в карман Егорушки на копейку подсолнухов, (при)чем мерой служила пустая помадная баночка.(А.Чехов)
2. Ружье- вещь благородная, самая любопытная забава, (при)том и украшение в комнате приятное.(Н.Гоголь)
3. Внешностью своей Корсакова до обмана похожа на хорошенькую русскую деревушку, (при)том глухую, которой еще не коснулась цивилизация.(А.Чехов)
4. (При)том заявлении приложены и необходимые документы.
5. В один день можно было много сработать, (при)том время бежало быстро, незаметно.(А.Чехов)
6. (При)чем здесь твои родители? Сам виноват.
7. Закончилась эта ссора тем, что обе стороны обратились к моему третейскому суду,(при)чем старались перекричать друг друга. (Д.Мамин-Сибиряк)
8. (При)чем же ты останешься?