Что такое НИД?
В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Исследовательский подход как способ познания мира, использованный для обучения, был опробован еще в древности. Сократовский метод представлял собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками друг другу, выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые давал пристальный анализ. Осознание этих противоречий приводило к размышлениям, возникали новые вопросы, которые шаг за шагом вели к разрешению проблемы.
Научно-исследовательская деятельность и предполагает поиск решения выявленной проблемы с опорой на имеющийся запас научных знаний.
Вопросы для размышления:
Зачем мне это нужно?
Что я от этого буду иметь?
С чего начать?
Каков конечный продукт?
Таким образом, если ты решил заниматься научной деятельностью, то одной из главных задач для тебя должно быть осмысление существующих знаний и выработка новых. Не следует думать, что наука — это что-то очень отвлеченное. К примеру, задача достижения экономического процветания не может быть выполнена без соответствующего изучения мирового опыта и научного обоснования шагов государства в этом направлении. Научные знания имеют тесное сопряжение с практической стороной жизни и тем важны для нас.
Помимо этого исследовательский опыт может оказаться серьезным подспорьем в дальнейшей научной карьере, например, при поступлении в ВУЗ, а также может стать хорошей основой для написания серьезных научных работ в будущем. Авторы исследований при помощи своего проекта заявляют о себе в профессиональном сообществе, являясь создателями тех или иных ресурсов, которые могут быть полезными для школы, общества, могут быть консультантами, участниками в дальнейшей исследовательской деятельности по выбранной теме на более высоком уровне. Учащиеся могут взаимодействовать с другими учебными заведениями (в том числе и высшими), занимающимися подобной деятельностью, представлять на конкурсах и конференциях свои работы.
Виды и формы исследовательской деятельности учащихся
Монопредметное учебное исследование — это исследование, которое проводится по какому-то одному предмету и предполагает привлечение знаний для решения проблемы именно по этому предмету. Результаты исследования, которое проводит ученик, касаются только данного предмета и могут быть получены в результате изучения процессов и явлений, находящихся в плоскости данного предмета. Такое исследование помогает ученику углубить свои знания только по данному предмету.
Межпредметное учебное исследование — это исследование, требующее привлечения знаний для его выполнения из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты такого межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование помогает ученику углубить свои знания по нескольким учебным предметам или образовательным областям.
Надпредметное исследование — это исследование, которое строится на совместной деятельности учителя и учащегося, направленное на исследование конкретных личностно значимых для ученика проблем. Результаты такого исследования выходят за рамки учебной программы. Такое исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных предметов, исходя из решаемых им проблем и исследовательских задач.
Информационно-реферативные работы - это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, информационно-реферативная работа может иметь такое название «Исторические памятники моего города».
Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.
Иногда проблемно-реферативная работа вполне может стать исследовательской, если автор в полной мере определяет свое понимание и свое отношение к изучаемой проблеме. Если автор только анализирует различные взгляды на проблему без определения собственного к ней отношения, то эта работа относится к разряду проблемно-реферативных работ. Такая работа может иметь название «Князь Игорь в трудах Д.С. Лихачева и Б.А.Рыбакова»
Экспериментальные работы - это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы («Получение объемных изображений методом голографии и штриховой стереографии»).
Природно-описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности. Такая работа может иметь название «Загрязнение водных бассейнов России».
Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования. Например, «Оценка экологического состояния пришкольного участка», «Пушкинские традиции в поэзии Серебряного века», «Искусственная пища: «за» и «против».
Все выше перечисленные виды творческих работ выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук.
Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.
Прежде чем приступить к исследованию, ответь на вопросы:
- Какой школьный предмет тебе наиболее интересен?
- По какому предмету тебе интересно читать дополнительную литературу?
- Какая область знаний тебе наиболее интересна и почему?
- Хотелось бы тебе получать дополнительные знания по интересующему тебя предмету после учебных занятий?
- Какие темы исследования тебе были бы интересны?
- Кого бы ты хотел видеть в роли своего научного руководителя, консультанта?
- Хотелось бы тебе видеть практическое применение своего исследования?
- Как ты думаешь, пригодятся тебе приобретенные в школе исследовательские умения в твоей будущей профессиональной деятельности?