Публичное выступление Надо ли готовить свое выступление?
Случалось ли тебе выступать перед аудиторией?
Что ты при этом испытывал?
Наблюдал ли ты за выступлениями других людей?
Что ты испытывал, когда выступают другие?
Были ли у тебя в жизни ситуации, когда выступление буквально «захватывало», или наоборот, возникало желание уснуть? И далеко не всегда это связано с материалом выступления. Очень многое зависит от подачи.
Почему же одного слушают, а другого нет?
Что же сделать для того, чтобы слушали именно тебя?
В чем эти секреты?
Есть люди, которые говорят: «Вот выйду и все скажу… Чего готовиться? Все сделаю экспромтом…». Как говорил классик юмора, «Лучший Экспромт — это хорошо подготовленный Экспромт».
Подготовку для выступления лучше начинать заранее. Нежелание или боязнь зачастую приводят к тому, что подготовка остается на последние минуты. «Материал» должен устояться, иначе выступление будет «смазано». Времени не хватит или наоборот, придется его «растягивать».
Обдумывая тему для выступления, необходимо учитывать:
- Место выступления.
- Повод.
- Цель выступления. Что Вы хотите сообщить аудитории?
- Аудитория. Кто Вас будет слушать? Сколько их будет?
Требования к материалу для выступления:
- Полезность для аудитории. Чем это поможет слушателям?
- Актуальность. Можно ли применить прямо сегодня?
- Интерес. Как привлечь внимание аудитории?
- Материал, вызывающий доверие. Факты, статистика, ссылки на первоисточники.
Подготовка конспекта выступления идет поэтапно:
- Концепция.
- Проработка отдельных глав.
- Подбор примеров и иллюстраций.
- Компоновка.
- Согласование конспекта с техническими средствами.
- Прогон и коррекция.
Очень важно потренироваться в выступлении перед зеркалом или перед знакомыми людьми. При этом засеки время выступления. Такая тренировка поможет грамотно провести выступление и произвести на слушателей благоприятное впечатление.
Помещение
Обязательно проверь помещение, в котором тебе предстоит выступать. Что необходимо протестировать:
- Акустику. Попроси помощника сесть на разные места в помещении и говори в микрофон. После этого спроси, как тебя было слышно, и скорректируй громкость. Затем поменяйся с ним местами и послушай с места участника, как звучит голос выступающего. Хорошо ли будет видно участникам слайды.
- Расположение мест слушателей. Всем должно быть видно и слышно выступающего.
Настрой на выступление
Часто перед выступлением наступает волнение, которое мешает сосредоточиться. Какие существуют способы снять напряжение перед выступлением:
Представь САМЫЙ ХУДШИЙ вариант развития событий. Твое выступление не удалось… Что произойдет в твоей жизни? Насколько это на нее повлияет? Так ли уж это страшно?
Если ты боишься аудиторию. Например, присутствующие в ней слушатели — весьма компетентные специалисты. Представь их в смешном виде. Мысленно дорисуй им шапочки, блестящие парики, как будто они пришли на детский День рождения…
Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов. Дыхание — очень мощный инструмент восстановления душевного равновесия.
Также помогают физические упражнения. Несколько энергичных махов руками или приседаний. Энергия переживаний трансформируется в физическую энергию.
Некоторым помогают легкая медитация на расслабление или, наоборот, на собранность и успех. Сказать себе — «Ты Молодец! У тебя все получится». Это помогает.
«Медикаментозный» метод (валерьяна) лучше оставить напоследок, если ты уж очень нервничаешь и ничего не помогает.
Прокашляйся — проверь голос до выхода перед аудиторией. Итак — ты готов. Вперед — на сцену!
Вступление — создание интереса. Подача информации
С первых секунд Выступающий должен привлечь к себе внимание и настроить аудиторию на контакт. То, что психологи называют «раппорт». Чтобы аудитория «включилась», необходимо сообщить что-то интересное для присутствующих — создать «жажду». Если человек не хочет пить, у него нет «жажды», то рассказ о воде ему будет неинтересен. Зато как внимательно будет слушать рассказ о воде человек, испытывающий «жажду»… Создайте в аудитории «жажду» к своему выступлению.
Примеры хорошего вступления:
Комплимент аудитории. «Я рад, что мне предстоит выступать здесь. Ведь именно здесь собрались люди, которые добились всего в жизни своим трудом…».
Показать, что есть общего с аудиторией у выступающего. «Мне, как и многим из здесь присутствующих, пришлось создавать бренд «с нуля».
Вопрос к аудитории. «Скажите, а кто из присутствующих здесь…».
Включение в беседу. «Представьте себе, что мы сейчас находимся в…».
Цитата или история, отражающая тему выступления. «В.К. Тарасов говорит: «Путь менеджера от бестолкового деяния к толковому НЕдеянию…».
Связать свое выступление с фактами сегодняшнего дня. «Идя на выступление, я встретил в холле незнакомого человека, который мне улыбнулся. И мне сразу стало спокойней и уютнее в незнакомом месте. А в Вашей жизни…».
Практическое действие, иллюстрирующее тему твоего выступления. Например, выйти на сцену взять в руку тарелку и разбить ее. А затем обратиться к аудитории с вопросом: «Как Вы считаете, можем ли мы вернуть себе эту тарелку? Сколько денег у нас уйдет на покупку новой? А если это была дорогая коллекционная тарелка? А можно ли получить такую же тарелку взамен за 10% от ее стоимости? — У нас есть решение. И это решение — страховка». Таким образом, можно перейти к страхованию автомобилей.
Нестандартное вступление. «Вы ожидаете очередную скучную лекцию, на которой можно поспать… Вы будете разочарованы — потому что поспать Вам не удастся…».
Сама тема выступления: «Мерчандайзинг — прибыль без затрат». Как можно получать прибыль без затрат? И что это за слово «Мерчандайзинг»? Вот вопросы, которыми задаются слушатели.
Аудио-визуальное вступление. Звучит музыкальный фрагмент и на экране проецируется тема выступления или фраза.
Ошибки начала выступления
Извинения. «Я не очень подготовлен к этому выступлению…», «Вообще эту тему невозможно рассмотреть за столь короткий срок…», «Я не оратор…».
Банальности. «Ну, это и так все знают…».
Начинать с цитирования предыдущего оратора. Люди могут подумать — что идет продолжение предыдущего выступления. Цитировать и ссылаться на предыдущие выступления очень здорово, это придает выступлению живость и актуальность. Делать это лучше в середине выступления, когда приводите пример из жизни или на стадии аргументации. Это придаст Вашим аргументам вес.
Информация как еда бывает вкусной и полезной. А бывает полезной, но невкусной. Чтобы информацию хотелось принимать, и она хорошо усваивалась принося пользу, необходимо соблюдать два принципа подачи информации: «Полезно и Вкусно». Сам материал должен быть полезен для слушателей, а манера подачи делает его «вкусным».
Что делает выступление «вкусным»
Речь. Понятный аудитории язык. Избегай сленговых слов и профессиональных терминов, кроме случаев, когда это необходимо.
Образная речь, использование сравнений.
Тон голоса — мощный инструмент, который помогает правильно расставлять акценты в выступлении. Бодрый тон — призывает. Мягкий, «теплый» — создает атмосферу доверия.
Делайте паузы. Они подчеркивают важность сказанного.
Говорите и рассказывайте, а не читайте написанное. Обращайтесь к своему конспекту только для ключевых моментов — тезисы, заголовки, цитаты.
Что вредит выступлению
Монотонность. Можно усыпить любую аудиторию, просто монотонно рассказывая материал.
Слова-паразиты. Периодически возникает мода на слова-паразиты. Они употребляются очень часто и «загрязняют» речь. Подходит к концу использование «КАК БЫ» и «НА САМОМ ДЕЛЕ»…
Звуки-паразиты. Затягивание звуков приводит к ухудшению понимания.
Чтение материала, который люди читают на экране.
Использование технических средств
Для того чтобы информация была «вкусной» она должна быть наглядной. Для этого используются различные технические средства.
Наиболее распространенным становится презентация с помощью ноутбука и проектора. Это позволяет демонстрировать саму презентацию в «Power Point», слайды или фильм. При этом надо учитывать, что свет в аудитории будет приглушенным, а внимание аудитории будет приковано к экрану.
Телевизор и видеоплеер. Подходит для демонстрации роликов или фильмов, иллюстрирующих твое выступление. Важно проверить, насколько хорошо видно с самого последнего места экран.
Раздаточные материалы. Очень хорошо дать людям в руки что-то, что потом останется у них после выступления. Важно знать, что когда люди берут в руки материалы, то все внимание переключается на то, что находится в руках. Поэтому необходимо сопровождать своими комментариями и направлять внимание. Например: «Вы получили брошюру, которая… Откройте страницу 2, на ней Вы видите…». Или разложить материалы до выступления, чтобы участники смогли ознакомиться с ними до его начала.
Юмор, жесты, поза, мимика выступающего. Даже самая серьезная аудитория с большим удовольствием воспринимает юмор. Чтобы юмор подчеркнул твое выступление, придал ему изюминку, он должен отвечать двум критериям:
- уместность,
- подготовленность.
С помощью юмора легко парируются даже самые острые замечания из зала.
Как известно, информация, передаваемая словами, неотделима от личности, того, кто ее передает. Выступающий своим поведением и манерой держаться сообщает информацию, которую не передает словами. Важно, чтобы эта информация дополняла и усиливала информацию, сообщаемую словами. Неуверенный тон, перебирание выступающим в руках «тезисов», снижают доверие аудитории к его словам. Если выступающий держится неуверенно, это трактуется как неуверенность в том, что он говорит.
Полезно
- Находиться перед аудиторией в «открытой» позе. Ноги и руки НЕ скрещиваются. При жестикуляции надо держать руки ладонями вверх.
- Взглядом обводить аудиторию. Самые важные моменты проговаривать самому важному человеку в аудитории.
- Сопровождать свои слова жестикуляцией.
- Привлечь внимание аудитории к слайду, показав на него ручкой или указкой.
- Двигаться. Перемещаться во время выступления по сцене.
- Аргументация, предвосхищение возражений. Эффектная концовка.
Наверняка у слушателей возникают вопросы или они не согласны с чем-то в твоем выступлении. Поэтому необходимо заранее, при подготовке выступления, подготовить аргументы, которые убедят аудиторию в правильности твоей информации. Также можно проговаривать возражения до того, как их высказал кто-то из аудитории. Например: «Есть такое мнение, что исследовательская деятельность учащихся — это пустая трата времени. Давайте рассмотрим это на простом примере». И далее приводится аргументация «за».
Концовка должна запомниться слушателям. Как лучше закончить свое выступление?
- Подытожить сказанное, высказав главную мысль выступления. «Таким образом, главной мыслью данного выступления является…»
- Побуждение к деятельности. Напутствие. «Теперь Вы имеете эффективный инструмент, который позволит Вам привлечь учащихся к этому виду деятельности».
- Произнести фразу, с которой Вы начали свое выступление. «Вот почему я считаю, что…»
- Шутка или цитата, иллюстрирующая основной тезис выступления.
- Комплимент аудитории. «Я рад, что мне выпала часть поделиться знаниями со столь профессиональной аудиторией».
- Раздай слушателям, что-то на память о своем выступлении. «А на выходе из аудитории две очаровательные девушки выдадут Вам образцы продукции, о которой я Вам рассказал».
Примеры неудачной концовки
«На эту тему еще долго можно говорить».
«Спасибо, что дали мне слово».
«К сожалению, у меня не было времени подготовиться получше».
«Лимит времени не дает мне возможности сказать все то, что я хочу сказать по этому поводу».
Ответы на трудные вопросы. Готовность к импровизации
Как быть, если тебе задали «трудный» вопрос. Или вопрос, на который ты не знаешь ответа. Во-первых, поблагодарить за вопрос: «Спасибо, что Вы задали этот важный вопрос…». Пока ты это проговариваешь — в голове уже рождается ответ. Также можно вернуть вопрос собеседнику. «Вы, наверное, уже знаете ответ на свой вопрос…». А после его фразы прокомментировать. Можно обратиться к залу: «А кто уже встречался с этим в своей практике?». После «сбора рекомендаций» также необходимо подытожить все сказанное и добавить что-то от себя. Можно перенести вопрос на индивидуальное обсуждение или на потом. К моменту обсуждения тебе уже будет, что сказать. Самое главное это получить время для того, чтобы собраться с мыслями.
Для того чтобы избежать «трудных» вопросов, надо хорошо готовиться и изучать предмет глубоко и широко. Кроме того, очень помогает знание — что люди чаще всего задают вопросы не для того, чтобы получить ответ (они его знают), а для того, чтобы привлечь внимание к себе, подчеркнуть свою значимость. Искусство выступающего — дать людям почувствовать их значимость, оставаясь при этом самым значимым лицом в аудитории — экспертом.
Как бы ты ни готовился, тем не менее, произойти во время выступления может все что угодно. Чтобы не происходило в аудитории, используй это для своего выступления. Будь готов к импровизации.
Как научиться выступать эффектно? Оттачивай свое мастерство на практике. Готовься к каждому выступлению, а потом анализируй свои промахи и удачи. Практика и еще раз практика.
|