События

В СГМУ проходит государственная итоговая аттестация последнего выпуска интернов

В этом году проходит государственная итоговая аттестация последнего выпуска интернов в связи с аннулированием  интернатуры и перехода на программы по обучению в ординатуре.
20.07.2017
В СГМУ началась государственная итоговая аттестация клинических ординаторов и интернов

17 июля в СГМУ началась государственная итоговая аттестация клинических ординаторов и интернов. В первый день успешно сдали третий этап государственной итоговой аттестации 86 человек. Экзамены продлятся до 21 июля. 17.07.2017
Выпускники педиатрического факультета успешно прошли первичную аккредитацию по специальности "педиатрия"

17 июля 44 выпускника педиатрического факультета Северного государственного медицинского университета получили выписки из итогового протокола аккредитационной комиссии о признании прошедшими первичную аккредитацию по специальности "педиатрия&quo... 17.07.2017

Общественный факультет ментального здоровья


Обоснование открытия общественного факультета ментального здоровья СГМУ

Ментальное здоровье (по определению ВОЗ) - состояние благополучия, в котором каждый индивид реализует свой потенциал, может справляться с трудными жизненными ситуациями, может работать продуктивно, творчески и приносить пользу обществу. 
В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. У молодого поколения утрачен главный фактор развития - воспитание духа. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. 
Попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Сегодня очевидно, что главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания. 
Духовно-нравственное воспитание - это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: 

1) нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); 

2) нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); 

3) нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); 

4) нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). 

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации (2009) дано следующее определение: духовно-нравственное воспитание личности гражданина России  педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. 
В системе высшего образования происходит ориентация образования на рынок труда. Приоритетной тенденцией в реформировании современного университетского образования является профессиональная направленность, но содержание образования не может исчерпываться лишь профессиональной подготовкой. Иван Александрович Ильин писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка». 
Во многом именно сегодня эти риски становятся всё более и более реальными. В последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению в высших учебных заведениях количества студентов с пониженным уровнем общей, нравственной и поведенческой культуры. В процессе жизнедеятельности человек осваивает три сферы: духовную, социальную и мир природы. Содержание современного университетского образования, регулируемое федеральными стандартами, включает только изучение социальной сферы и мира природы. Духовное содержание человека, к сожалению, слабо отражено в содержании образовательных стандартов. 
Профессиональная подготовка должна обязательно дополняться духовно-нравственным воспитанием как инструментом обретения человеком смысла жизни. 
В университетах России в течение последних 15 лет ведется поиск путей создания системы духовно-нравственного воспитаниястуденческой молодёжи на основе ценностей православной культуры. Именно системы, а не единичных попыток. 
К настоящему времени в Курском, Рязанском, Белгородском, Смоленском, Кемеровском, Ярославском, Липецком, Воронежском, Ставропольском и других университетах работа по духовно-нравственному воспитанию студентов представлена различными формами учебной и внеучебной деятельности. 
В университетах изучаются такие дисциплины, как «Основы и ценности православия», «Православная педагогика», «Православная культура», «Риторика», «Православная психология», «Православие и русская литература» и другие, открываются университетские храмы. Научно-методическому обеспечению работы по духовно-нравственному воспитанию студентов вузов способствуют систематически проводимые семинары, «круглые столы», совещания и конференции по проблемам формирования основ духовности и нравственности у будущих специалистов. Традиционными стали фестивали славянской культуры и письменности, художественные выставки, научно-педагогические чтения: «Знаменские», «Покровские», «Рождественские», «Глинские» и другие, научные форумы духовной направленности и научно-богословские конференции. 
Духовно-нравственному становлению и развитию студенчества содействует многообразие форм и содержания внеучебной деятельности. Систематически проходят тематические кураторские часы духовно-нравственной направленности. Традиционными стали праздники «Рождественский бал», «День святой мученицы Татианы», «День православной молодёжи» (15 февраля в День сретения Господня), «Студенческая Пасха», День памяти святого, которому посвящён университетский храм. Неотъемлемой формой духовно-нравственного воспитания студентов являются экскурсии по святым местам, в кафедральные соборы, монастыри. Регулярными во многих вузах становятся архиерейские встречи. 
Опыт университетов центральных регионов России свидетельствует о возрождении православных традиций в университетском образовании. Именно духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на ценностях Православия создает благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста. 
СГМУ имеет большой опыт работы по православному обучению на начальных православных богословских курсах (с 2000 г.), на курсах «Патронажная сестра милосердия» (с 2002 г.), организовано Общество православных врачей (с 2003 г.), проводятся конференции с участием представителей православной церкви. Необходимо и дальше объединять усилия для развития университетского культурно-образовательного пространства. 
  Многолетний конструктивный опыт сотрудничества СГМУ с Архангельской епархией показал необходимость преобразования сложившихся взаимоотношений в более весомую организационно- функциональную структуру в виде общественного факультета ментального здоровья, который на современном этапе развития российского образования может занять уникальную нишу, сформированную еще в СССР «факультетами общественных профессий». Модернизация страны, проводимая Президентом РФ Д.А. Медведевым, в принципе невозможна без высокого качества ментального здоровья, обеспечиваемого в том числе и новыми формами государственно-общественного партнерства. 


16 марта 2011 г

Материалы разработаны:

П.И. Сидоров - ректор СГМУ, профессор, академик РАМН;

Игумен Феодосий (Нестеров) - настоятель храма Александра Невского (Архангельск);

Г.Н. Чумакова - д.м.н., профессор, зав. кафедрой неонатологии и перинатологии СГМУ;

О.Л. Смирнова - уполномоченный при губернаторе Арх. обл. по правам ребенка